О центреДля пациентовФорумСпециалистамКонсультации
Мир гомеопатииО центреДля пациентовФорумСпециалистамКонсультации
Мир гомеопатии

Еще немного о путях познания гомеопатического лекарства

     Бескрайнее, занесенное снегом, ослепительно белое поле, несколько узких тропинок, пересекающих его в разных направлениях. Одинокая маленькая фигурка, бредущая в направлении горизонта, следующая то одной из протоптанных тропок, то пересекающая несколько из них, в попытках проложить свой путь, оставляющий еще одну вереницу следов на белом поле. 
     Громадное, глобальное, несоизмеримое с возможностями человеческого разума поле вещества природы и узенькие тропинки познания, протоптанные человеком, пытающимся судить о свойствах и сути Вещества по его проявлениям в человеческом организме. 
     Громадное поле симптомов, полученных (и еще не полученных) в случайных или целенаправленных испытаниях веществ, и различные "materia medica", бороздящие его в различных направлениях в соответствии со структурой, опытом и воззрениями их авторов. 
     Двухсотлетний опыт гомеопатии и частный опыт отдельного врача.

***

     Зачастую, после прочтения патогенеза препарата по нескольким источникам, мне не удавалось сформировать синтетическую картину лекарства, и от прочитанной информации в памяти вскоре не оставалось ни единого симптома. С подобными проблемами сталкивались и многие мои коллеги. Быть может, структура памяти нашего современника, вынуждено блокирующегося от избытка информации, и человека более неспешного прошлого века, несколько разнятся между собой. 
     С другой стороны, гомеопатические симптомы, традиционно кочующие из книги в книгу, зачастую создают не только действительный портрет лекарства, но и некий штамп, расхожее понятие о нем. 
     Вышесказанное привело меня к потребности использования несколько иного метода изучения препаратов. 
     Любой автор неизбежно акцентирует внимание на отдельных аспектах препарата, наиболее соответствующих его внутренней структуре и, соответственно, его клиническому и жизненному опыту зачастую в ущерб иным, характерным для лекарства, но чуждым структуре врача, аспектам. 
     В определенной степени этот недостаток нивелируется в реперториумах, хотя и имеющих на себе отпечаток личности автора, но за счет обилия используемых источников и известного построения, несущих в себе более широкий взгляд на препараты, рассеянный, впрочем, в десятках тысяч рубрик. 
     Проведя обратную работу и изъяв из реперториума симптомы, можно получить широкое поле хаотично расположенной, алогичной, необработанной интеллектом, но совершенно уникальной информации, в чем-то подобной материалу очень широкого и глубокого испытания, где используемые авторы с их громадным клиническим и жизненным опытом выступают как бы в роли испытателей. 
     Вероятно, целесообразнее пользоваться собственно материалами испытаний, но такой возможности сегодня нет за отсутствием переведенных источников. 
     На сегодняшний день подобную работу по разделам “психика” и “сновидения”, наиболее субъективным разделам гомеопатии, мне удалось провести в отношении 40 препаратов. 
     Несколько слов о методах и результатах проведенной работы, к которой я был индуцирован семинарами Д.Шерра, а так же, в определенной степени, работами Р. Шанкарана и И.В. Тимошенко.

***

     Работа состояла из нескольких этапов. 
     Первый этап состоял в механической выписке из реперториума Кента, а затем и “Синтеза”, всех симптомов одного лекарства. Эта работа может быть произведена как путем работы с книгой, так и программными средствами. Второй вариант значительно быстрее, первый – значительно полезнее. 
     Следующий этап – выделение характерных тем препарата, выбор симптома, который будет служить заголовком темы и сортировка симптомов по выделенным темам. 
     После чего – расстановка симптомов в пределах выделенной темы, и последовательная расстановка полученных тем в соответствии с принятыми гомеопатическими канонами - их специфичностью и выраженностью.
Полученный портрет, всегда будет носить следы интеллектуального насилия, ибо даже сама последовательность расстановки тем и симптомов тендециозна, неизбежна утеря ряда важных аспектов лекарства из-за неточной расстановки акцентов. И в этом большая потеря. Но есть и приобретения. 
     Можно отчетливо получить ряд явно существующих тем лекарства, которым не было уделено достаточно внимания в предшествующих “материа медика”, с другой же стороны, можно избавиться от ряда иллюзий в отношении препарата, которые являлись не более чем гомеопатическими (или собственны-ми) штампами. 
     В результате полученный структурированный материал уже имеет некую собственную физиономию, то, что Дж. Шерр называл конфигурацией лекарства. 
     Знание конфигурации позволяло Шерру говорить: “Да симптомы препарата и симптомы случая совпадают, но у лекарства нет такой конфигурации, и поэтому я выбрал иное лекарство” 
     Но можно пытаться работать дальше в поисках иных пути синтеза. 
     В.И. Кремер на одном из своих семинаров высказал поразившую меня тогда мысль. С его точки зрения, любая глубоко и сильно сыгранная актерская роль неизбежно имеет соответствие с картиной какого-либо гомеопатического лекарства. Князь Мышкин, сыгранный И.Смоктуновским, с точки зрения В.И. Кремера, представлял собой красивый и точный вариант фосфора. Вряд ли, перед спектаклем актер принял гомеопатизированный фосфор, хотя это было бы крайне интересным вариантом. Скорее, в процессе игры актеру удавалось активизировать собственные аспекты фосфора, либо считывать фосфор извне, что, в определенном смысле, одно и то же. 
     Можно было бы даже сказать, что любая талантливо сыгранная актерская роль, да и любое иное талантливое произведение искусства, непременно имеет соответствие (подобие) с каким-либо веществом, иначе, вряд ли оно может быть истинно талантливым. То есть оно создано, как бы, в том или ином контакте с идеей (архетипом) какого-либо вещества, в потоке того или иного вещества. 
     Строго говоря, соответствие можно найти везде, скажем, любой природный ландшафт имеет соответствие с определенным веществом, но поскольку лечим мы людей, то и подобие логично искать в продуктах деятельности человека. 
     Все уже было, и вряд ли можно найти препарат, не отраженный каким-то образом в том или ином мифологическом, сказочном, наконец, литературном персонаже или сюжете. 
     Исходя из этих позиций, дальнейшая работа заключалась в следующем: подтвержденные десятками симптомов реперториума, либо глубоко специфичные темы препаратов, создавали ряд из 8 – 10 элементов, и логико-ассоциативным путем проводился поиск соответствия между полученной конфигурацией и тем или иным произведением литературы или искусства. 
     Наиболее подходящими для данной работы представляются такие формы литературных произведений как миф, сказка, короткий рассказ, анекдот, поговорка, оставляющие меньше места для субъективной интерпретации. 
     Занятие крайне интересное, занятие обладающее определенной прелестью, прелестью в смысле искушения. Искушением превратить работу в чисто интеллектуальную игру в бисер, в игру ради игры, в создание некоей чисто умозрительной конструкции, оставив совершенно в стороне исходное вещество. 
     Существуют, по-видимому, способы частично преодолеть кажущуюся неизбежной субъективность. Основной из них – прием на данном этапе работы самого исследуемого вещества в гомеопатизированном виде. 
     По моему небольшому опыту, соответствие зачастую можно находить не только и не столько в отдельном персонаже, сколько в специфической сово-купности сюжета, персонажа, окружающего его контекста, формы и иных составляющих элементах произведения.

***

          В качестве примера описанного подхода приведу заключительные этапы работы с Tarentula. 
          Основные блоки тем Tarentula, за каждой из которых стоит 5-10 рубрик реперториума.

  • танец - музыка – пение – цвет – жестикуляция – двигательное беспокойство
  • сексуальность – бесстыдство
  • переменчивое настроение – истеричность – дурашливость
  • безнравственный – клептомания – симуляция
  • ненависть – неистовый – жестокий – бьет - ударяет
  • последствия несчастной любви, горя, гнева, упреков, позора
  • отвращение к обществу – отвращение к прикосновению
  • животные – гонятся дикие животные – быки гонятся – падение с лошади

     Полученная конфигурация предлагалась для выявления ассоциаций нескольким испытуемым. Круг ассоциаций – Кармен, кинофильм “Табор уходит в небо”, кинофильм “Унесенные ветром”, бабочка. 
     Мне более импонируют 2 первых варианта. Цыганский табор, танцующая и поющая красавица цыганка в традиционных разноцветных одеждах, много музыки и цвета, сексуальность, бесстыдство, капризность, воровство, кони, дикие животные (медведи) традиционно сопровождающие табор, несчастная осуждаемая любовь, перетекающая в аспекты ненависти, жестокости и убийства. Если взять тему Кармен – находит аналогию и симптом “гонятся быки” через тему тореодора (из "Ситуационной гомеопатии" И.В. Тимошенко). 
     Не столько конкретная цыганка и картина цыганского табора, реальная жизнь которого мало соотносится с данной конфигурацией, сколько специфичный романтический сюжет, созданный общественным сознанием как бы для демонстрации Tarentula, а, возможно, и не без ее участия.

***

     И, наконец, а зачем, собственно, все это нужно? 
     Мне вновь, в завершение, хочется процитировать Д. Шерра. 
     Это нужно сделать, чтобы забыть. 
     Говоря менее парадоксально, но более точно, вся проведенная работа органично и неосознаваемо вольется в ткань последующей гомеопатической практики. 
     И так ли, в конце концов, важно, каким именно путем каждый пытается идти к профессионализму.

М.Ю. Ляхович

Сообщение на ежегодной московской
гомеопатической конференции 1999 г,
"Гомеопатический ежегодник" 1998

    Ðåéòèíã@Mail.ru    Rambler's Top100
Первая страница Карта сайта Поиск Отправить письмо Версия для печати
© "Центр гомеопатии" / Гомеопатический Центр здоровья и реабилитации (Москва)
При использовании материалов сайта ссылка обязательна

Первая страница Карта сайта Поиск Отправить письмо Версия для печати