О центреДля пациентовФорумСпециалистамКонсультации
Мир гомеопатииО центреДля пациентовФорумСпециалистамКонсультации
Мир гомеопатии

Концепции в гомеопатии, матрицы С.Грофа.

М.Ю. Ляхович
 
"Суха теория, мой друг,
но древо жизни пышно зеленеет."
(Гете "Фауст")

     Kак проистекает большинство диалогов? Некое соображение с определенными потерями переводится на язык слов, сообщение воспринимается собеседником вновь с определенными изменениями, обусловленными неизбежными его собственными проекциями, формируется ответ на уже скорректированный вопрос, вновь воспринимаемый первым собеседником с собственными поправками. Формируется классический "испорченный телефон". "Черемша - это лук, да нет, чехартма - это баранина" - классический диалог из пьесы А.П.Чехова 
     Да и возможно ли вообще говорить не о своем? 
     И все же... 
     Любой сложный симптом состоит из ряда более простых элементов, сгруппированных в соответствии с определенными понятиями или концепциями, полученные симптомы имеют более высокий ранг, но интерпретация их более субъективна, а "большой распластаный живот - он и есть большой распластаный живот". 
     Элементы концепций есть уже в рубриках реперториума (это этические концепции - аморальный анакард, эгоистичный сульфур, медицинские нозологические концепции - туберкулез, рак, псориаз). 
     Мы обречены на постоянное балансирование между неорганизованной, нелогичной, непонятной нашему разуму, но цельной, природой, и нашими концепциями, системами и классификациями, систематизирующими, но искажающими ее. 
     Этические и психоаналитические, естественнонаучные и психологические, медицинские и оккультные, все они упрощают, формализуют природу (применительно к гомеопатии природа - это материалы прувингов, а затем, в некоторой степени, и реперториумов). 
     Любая концепция может быть свободно приложена к гомеопатии, в соответствии с любой концепцией могут быть классифицированы гомеопатические средства. И понятно, что любая концепция будет заведомо несовершенна, мы можем лишь, по мере нашего понимания, пользоваться наиболее добротными и глубокими из них. 
     Д. Шерр на учебных семинарах, проведенных в Москве демонстрировал использование в гомеопатии концепции четырех первоэлементов, понятий китайской энергетической физиологии, (инь-ян), а так же предлагал использовать иные, импонирующие конкретному врачу, концепции.
Выбранная концепция и создаваемая на ее основе классификация отражает более индивидуальность врача, нежели некую иную реальность. Как минимум, она повышает его собственную эффективность, как максимум, она может иметь определенное ограниченное значение для ряда врачей, работающих в сходном ключе. 
     Целью ниже приведенной работы явилась попытка соотнесения концепции трансперсональной психологии с гомеопатическим методом и возможные подходы к практическому использованию концепции в гомеопатической практике. 
     Понятия концепции С.Грофа, созданной в последние 10-15 лет на основании экспериментов с контролируемым приемом ЛСД, используются в современной гомеопатической работе, знакомство с ними подразумевается во многих выступлениях и сообщениях. Нет сомнений в том, что соотнесение положений трансперсональной психологии С. Грофа и гомеопатии произведено неоднократно, но мне не приходилось сталкиваться с подобными работами. 
     Попытаемся кратко изложить суть концепции. 
     Во-первых, С.Гроф выделяет 3 уровня влияний, воспоминаний и воздействий, проходящих через жизненные обстоятельства, заболевания и симптомы каждого человека. Это - биографический уровень, традиционно рассматриваемый всеми психологическими и медицинскими школами, уровень перинатальный, включающий воздействия и ощущения периода зачатия, эмбрионального развития, родов и ближайшего послеродового периода, и уровень трансперсональный, заключающийся во взаимодействии с коллективным бессознательным. 
     Второе положение концепции - выделение в перинатальном уровне четырех, так называемых, перинатальных матриц, каждая из которых конкретно соотносится с определенным периодом родов, либо беременности. 
     Первая матрица соответствует периоду пребывания эмбриона в материнском чреве, беззаботному существованию на "всем готовом" при благополучной беременности ("хорошая матка"), и отравленному, тревожному существованию в мутных водах при токсических воздействиях ("плохая матка"). 
     Вторая матрица соответствует началу родовой деятельности, когда сокращения матки уже начались, однако маточный зев еще не открыт, темы сжатия, сдавливания, страха, неизвестностной опасности, замкнутого пространства. 
     Третья матрица соответствует прохождению рождающегося через родовой канал, тема тоннеля, яростной борьбы, грядущего освобождения. 
     И четвертая матрица соответствует ближайшему послеродовому периоду - новый мир, новые условия питания и функционирования. 
     С точки зрения С.Грофа, то или иное проживание ситуации беременности и родов фиксируется в подсознании человека, и в последующем возможна активизация той или иной матрицы в форме специфических реакций на происходящее (в терминах гомеопатии, специфических для конкретной матрицы симптомов). 
     Концепция родилась в результате экспериментов с контролируемым приемом ЛСД, экспериментатор (или пациент) путешествует по собственной психике, причем проживание им травмирующих ситуаций (биографического, перинатального и трансперсонального уровня) способствует избавлению от соответствующих им психических и физических симптомов (что имеет четкое соответствие с гомеопатическим обострением). 
     Существуют и иные черты сходства между гомеопатией и подходом С.Грофа. Это - эмпиричность полученный данных, определенная психофизиологичность, уважение к происходящему, когда врач, будучи не в силах рационально или интеллектуально объяснить те или иные явления, события, связи и симптомы, принимает их как таковые и относится к ним с уважением и доверием. 
     Любопытно, что всю, более чем 20-летнюю череду экспериментов с ЛСД, с точки зрения гомеопатии, можно расценивать, как токсикологическое испытание ЛСД, так что и сама концепция есть, своего рода, ЛСД - концепция. ( наверное, не случайно на последнем семинаре Р.Шанкаран упомянул alanchonium: "это то же самое, что сannabis indica, но в 25 раз сильнее"). 
     Итак, как же практически возможно использовать положения С.Грофа в гомеопатической практике? 
     Есть несколько вариантов. Во-первых, заманчиво было бы взять наиболее яркие и надежные характеристики перинатальных матриц, перевести их на язык рубрик реперториумов и прореперторизировать. В результате, можно было бы получить ряды препаратов, соответствующих той или иной матрице, иначе говоря, мы бы получили четыре (по количеству матриц) новые рубрики реперториума. Однако в этом случае имеет место слишком большое количество промежуточных звеньев и интерпретаций, и вероятность включения механизма "испорченного телефона" неимоверно возрастает.
Существует иной, более надежный, вариант. Можно брать единичные рубрики реперториумов, которые наиболее ярко и надежно характеризуют ту или иную матрицу, являясь, в то же время, странными и характерными симптомами определенного лекарства. Вот несколько примеров подобного подхода. Первая матрица в варианте "хорошей матки" в сеансах ЛСД терапии воспринимается зачастую как "рай". 
     Достаточно определенно можно сказать, что coffea будет в большой степени относится именно к этой матрице, так как она присутствует в рубрике delusions, paradise, thought he saw, к ней же, по-видимому, будут относиться и препараты наркотических веществ - opium, cannabis indica, хотя бы потому, что сама наркотическая зависимость в большой степени связана именно с повторяющимся возвращением к ощущению океанического блаженства хорошей матки. (Г. Витулкас). (Беременность, в этом случае, должна была протекать крайне благополучно). Любопытно, что у cannabis indica есть симптом - "окружен бесплотной жидкостью, мешающей передвигаться". 
     Первая матрица в варианте "плохой матки" имеет проявления ощущения загрязнения, контакта с нечистой водой (рубрика "dreams, water, black" arsenicum album), фекалиями. 
     Существует ряд достаточно четких рубрик реперториума Кента, имеющих отношение к данной теме, это рубрики различного загрязнения, дефекации, грязной воды. В жизни пациента это темы повышенной чистоплотности, экологической обеспокоенности. 
     Так, во всех рубриках загрязнения и во многих рубриках воды и опасности от воды присутствует iodum, (dreams, falling into; dreams, falling into daughter; dreams, water, swimming in; dreams, wading, in excrement; dreams, excrement soiling himself with, dreams, soiling himself) кроме того, iodum присутствует в рубрике добросовестность, а сам по себе иод наиболее известен как традиционное антисептическое средство. Однако, попытки втиснуть богатую палитру физической симптоматики iodum в рамки данной концепции были бы явно насильственны. Аналогия имеет смысл лишь до определенного предела. 
     Интересно, что в данной группе оказывается psorinum c его симптомом страха плавать в глубокой воде (из синтетического реперториума) и скатологическими темами в сновидениях (рубрики реперториума Кента: dreams, closet, being on; dreams, excrement, closets; dreams, stool) 
     Вторая матрица достаточно определенно соответствует симптому тревоги и страха в замкнутом пространстве с соответствующим набором препаратов. Значимость этих симптомов усиливается при наличии информации о, скажем, спастической родовой деятельности в сочетании с длительным нераскрытием маточного зева. (при реперторизации этих симптомов наиболее значимы препараты lyc, nux-vom, ign) 
     О соответствии препаратов с третьей матрицей можно говорить при наличии в рубриках психики и снах темы трубы или тоннеля, сдавления, либо в физических рубриках тем стискивающих, сдавливающих головных болей. В реальной жизни человек может быть, скажем, машинистом в метрополитене.      Имея представления о матрицах, не стоит большого труда спроецировать тот или иной симптом, или ту или иную жизненную ситуацию на определенную матрицу. 
     Тот же iodum можно было бы сопоставить и с четвертой матрицей, та же возможная тема загрязнения (плохая предродовая клизма), но вместе с тем, темы активного движения и самостоятельного питания, впервые возникшие с момента обрыва пуповины, известно, что движение и питание - традиционные темы iodum. 
     В практике автора неоднократно проходили случаи, когда рожающие женщины внезапно испытывали тяжелое состояние клаустрофобии, несвойственное им ранее, зачастую выяснялось, что их собственных роды были затяжными, с длительным безводным периодом. По-видимому, в этих случаях для женщин в известной мере актуализировалась неизжитая ситуация собственных родов. Во всех этих ситуациях симптомы клаустрофобии были успешно взяты как элиминирующие.
     Так, в переплетении рубрик реперториумов, жизненных обстоятельств и снов (в том числе "виртуальных снов", по определению Р. Шанкарана) пациента, информации о ситуации родов и беременности и знания проявлений перинатальных матриц, может родиться достаточно глубокий синтез случая и достаточно глубокий препарат. 
     Если попробовать сопоставить матрицы С.Грофа и концепцию четырех первоэлементов, то можно предложить, (или нафантазировать), следующие аналогии; первую матрицу можно было бы соотнести с первоэлементом воды (маточные воды), вторую и третью - с первоэлементами огня и земли, - огненная преображающая ярость процесса рождения, возможная сухость родовых путей после преждевременного излития вод, четвертую - с первоэлементом воздуха - новый мир, расширение во все стороны, впервые непосредственный контакт с собственно воздухом. Можно видеть некоторую шероховатость и натянутость аналогий. 
     Столь же любопытным представляется попытаться найти соответствие между перинатальными матрицами и теорией миазмов. Достаточно четкое соответствие можно провести между первой матрицей - пребывание в матке и псорой (см. выше). Третьей матрице - деструктивной ярости рождения можно сопоставить миазм сифилиса. Изучив выделенные С. Грофом матрицы, можно провести гораздо более мотивированные и четкие параллели. Вопрос лишь в продуктивности подобных аналогий. 
 
     Итак, можно сказать, что та или иная концепция может играть немалую роль в познании отдельных аспектов гомеопатического лекарства, но, с другой стороны, может привести к бесплодным и чисто интеллектуальным построениям. 
     Представляется любопытным факт тропности определенных гомеопатических препаратов к строго определенным концепциям. 
     Вполне очевидно, так же, что знакомство с концепциями С.Грофа может обогатить гомеопатический метод.

Использованная литература:

  1. Станислав Гроф "Холотропное сознание". Издательство трансперсонального института, Москва, 1996
  2. J.T. Kent "Repertory of the homoeopathic materia medica" B. Jain Publishers Pvt. Ltd. New Delhi (India)
  3. Р. Шанкаран по материалам семинаров, Москва, 1998
  4. Д. Шерр, по материалам семинаров, Москва, 1997
  5. Г. Витулкас, по материалам лекций, прочитанных группе русскоязычных врачей, Греция, 1998
  6. СИНТЕЗ Синтетический Гомеопатический Реперторий, русская версия избранные главы, Новосибирск, 1998

статья опубликована в "Гомеопатическом ежегоднике" 2000
доклад на традиционной Московской Гомеопатической
конференции 2000

    Ðåéòèíã@Mail.ru    Rambler's Top100
Первая страница Карта сайта Поиск Отправить письмо Версия для печати
© "Центр гомеопатии" / Гомеопатический Центр здоровья и реабилитации (Москва)
При использовании материалов сайта ссылка обязательна

Первая страница Карта сайта Поиск Отправить письмо Версия для печати