О центреДля пациентовФорумСпециалистамКонсультации
Мир гомеопатииО центреДля пациентовФорумСпециалистамКонсультации
Мир гомеопатии

Библиотека

Учебник по гомеопатии
Учебник французской школы

глава 5 - гомеопатическое наблюдение

Глава V ГОМЕОПАТИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ.

Подобие, базовый принцип Гомеопатии, обеспечивает покры­тие признаков, найденных у больного, признаками лекарства, после чего лекарство становится подобным средством, назначае­мым больному в курсе терапии.

Патогенетические признаки средства указаны в «Materia Medica» — второй части настоящего издания.

Признаки больного раскрываются в наблюдении, когда врач видит больного перед собой. Об этом мы и поговорим в настоя­щей главе. Поскольку надо выявить признаки больного прежде, чем сравнивать их с признаками лекарства, то наблюдение боль­ного оказывается не менее важным, чем совершенное знание «Materia Medica».

Наблюдение состоит из трех частей: опроса, клинического обследования и параклинических обследований.

Мы завершим главу попыткой синтеза.

I. - ОПРОС
Он имеет первостепенную важность, так как позволяет со­брать наиболее полезные признаки. Они бывают двух видов:
1 - субъективные признаки, подмеченные больным или его
окружением;
2 - объективные признаки, найденные врачом.

Но прежде, чем набросать рациональную схему опроса, подумаем: как ставишь вопросы?

Дело в манере задавать вопросы. Другими словами, надо определить, что необходимо для правильного опроса. Цель его — «объективно» выявить субъективные признаки, замеченные больным или его окружением.

А. - ТРЕБОВАНИЯ К ПРАВИЛЬНОМУ ОПРОСУ

Опрос должен быть объективным, точным и методичным.

1 Объективность: не допускается никакое давление на больного.
- Больному надо позволить говорить свободно.
- Если его речь будет бурной, несвязной, бессистемной, если он будет перечислять признаки без видимой связи, т.е. если врачу придется самому направлять беседу (это бывает достаточ­но часто), то следует избегать неправильных вопросов.

Они бывают трех видов:

а) Прямые вопросы, обязывающие больного отвечать «да» или
«нет». Вопрос, оставляющий больному такой узкий выбор, ноcит характер подсказки или давления, так что врач может пов­лиять им на ответ пациента.

Вот несколько примеров:

- Вы гневливы? — эмоциональны? — Должно быть: Как вы переносите упреки? огорчения?
- У вас болит голова? — Должно быть: Где и когда у вас бывают головные боли?

б) Вопросы, заставляющие выбирать из двух возможностей. Их
тоже можно поставить иначе.

Примеры:
- Предпочитаете ли вы сухую или сырую погоду? — Долж­но быть: Как вы переносите сухую погоду, сырую погоду?
- Снятся ли вам веселые или печальные сны? — Должно быть: Что вам снится?

Или можно оставить выбор между несколькими возможнос­тями (более двух).

Примеры:
- Хорошо ли вы переносите сухую погоду, влажную пого­ду, или вы чувствительны к той и другой?

в) Наводящие вопросы, оказывающие давление на больного.

Примеры:
- Ведь вы не переносите тепла, не так ли? — Должно быть: Как вы переносите тепло?
- Мне кажется, что вам нравится, если вас утешают при огорчении, не так ли? — Должно быть: Как на вас действует утешение?

2. Точность

Медицинская консультация — это борьба со временем, что в нашу эпоху становится все более верно. Точная постановка во­просов поможет вам выиграть время, потому что вы не попадете на ложный путь и вам не придется, когда вы это заметите, начи­нать все сначала. Например: ухудшение от холода следует уточ­нить. Во-первых, нельзя путать ухудшение от холода с зяб­костью: первое — модальность, второе — общий признак. Во-вторых, надо подробно выяснить эту общую модальность, поскольку она представляет собой признак индивидуальной ре­акции на важный фактор окружающей среды. Ее можно рас­сматривать как исключающий признак (см. главу II о признаке в Гомеопатии), способный сразу изъять из рассмотрения опреде­ленное число средств, не обладающих им. Поэтому и следует его уточнить, чтобы леса, возведенные при поисках подобного, не рухнули, когда обнаружится ошибка. Итак, вы уточняете эту модальность, и прежде всего — общая она или локальная. Если она общая, то, действительно, соответствует очень важному об­щему признаку, если локальная, то вторичному локальному признаку. Иногда внутри самой модальности наблюдается оппо­зиция: больной, например, испытывает общее ухудшение от хо­лода, но тот или иной локальный признак может улучшаться от холода; в этом случае общая модальность важна в хроническом состоянии, локальная —в остром.

3. Методичность

а) Приведем прежде всего пример неправильной методики; д-р Шмидт (Schmidt) из Женевы назвал ее методом торпедиро­вания. Вот в чем она состоит: врач обнаруживает, например, у своего пациента желтое седловидное пятно на спинке носа и, исходя из этого объективного признака Sepia, задает ориентиро­ванные на нее вопросы: вы печальны и подавленны? ощущаете потребность в одиночестве? болит ли у вас голова слева, чув­ствуете ли вы пустоту в желудке, которая не проходит во время еды? — и т.д. Это неправильный метод, даже если положитель­ные ответы завоевали вам доверие больного, даже если вы на­шли нужное лекарство и почувствовали азарт («дело пошло») - эти случайные совпадения остаются совпадениями, т.е. редки­ми, иррациональными, ненадежными и невоспроизводимыми, так что в следующий раз подобный метод приведет к ошибке.

Другой пример: у больного красные губы, вы думаете о Sulfur (но существует 29 других лекарств с тем же признаком), что определяет ваши вопросы: «Не ощущаете ли вы пустоты в же­лудке около 11 ч.? Не вызывает ли у вас долгое стояние на ногах неприятных ощущений? Не ищете ли вы ночью прохлад­ного места для ступней ног?» — и т.д.

Это тоже метод, и все мы, в большей или меньшей степени, пользовались неправильными методами, привлеченные их про­стотой, пока не убедились в их опасности и неэффективности.

Существует много правильных методик. Самая лучшая — это самая рациональная, самая эффективная, позволяющая не забыть ничего существенного и соблюдающая все необходимые требования к опросу.

б) Следовательно, правильный метод обладает следующими свойствами:
- он идет от общего к частному;
- не теряется в избыточных деталях;
- исходит из правильной иерархии признаков;
- подкрепляет признак, кажущийся сомнительным, многок­ратными уточнениями, ставя тот же вопрос в другой форме.

Теперь Вы знакомы с иерархией симптомов по их значимос­ти; повторим ее в порядке убывания:
- этиологические признаки;
- психические признаки;
- общие признаки;
- потребность и отвращение к пище;
- сексуальные признаки;
- сон и сновидения;
- региональные или локальные признаки, гораздо ниже других по значимости; они должны обладать особенно четкой, своеобразной, характерной окраской или странным, непривы­чным характером, тогда их можно принять во внимание, однако они не могут превалировать над вышеперечисленными призна­ками и должны сопровождаться какими-нибудь из них.

Как мы сейчас увидим, эта иерархия, за исключением не­скольких нюансов, послужит схемой опроса.

Б. - ОПРОС Б ОСТРОМ И Б ХРОНИЧЕСКОМ СЛУЧАЕ

Опрос несколько различается в зависимости от того, имеем ли мы дело с острым или с хроническим случаем.

1 В остром случае есть две возможности:
а) Внезапный острый случай: пациент поражен болезнью в
полном здравии, он ранее не страдал хроническими заболевани­ями. Схема опроса простая, она касается имеющихся в наличии
признаков, которые только и нужны для подбора simillimum.

Пример: лихорадочное состояние a frigore типа простуды от холодного сухого ветра: у пациента температура, он возбужден, тревожен, не может продохнуть; этому случаю соответствует Aconit.

б)Острый случай как временное обострение по ходу хронического состояния, известного ранее или обнаруженного сейчас. Оп­рос более сложный, призванный отличить новые симптомы, воз­никшие внезапно или недавно, со всеми их модальностями, от старых признаков. Прежде всего при поиске подобного средства на временное обострение мы исходим из новых признаков. Нап­ример: лихорадочное состояние у человека, ранее определенно­го как Sulfur. Те же признаки, что и в первом примере, указыва­ют (разумеется) на Aconit, но однажды признаки Aconit угас­нут, может быть, появятся признаки другого лекарства как звено цепочки эволютивных средств, и опрос выявит новые эпизо­дические признаки; возможно также, что вновь проявятся при­знаки, предшествовавшие обострению, в данном случае — Sul­fur, и это последнее средство будет вновь прописано в порядке
лечения хронического случая, в котором обострение было па-
роксизмальным проявлением.

2.В хроническом случае опрос бесконечно сложнее и до­лжен охватывать большинство максимально существенных сим­птомов; врач должен стремиться учесть более или менее слож­ную хронологию болезненных расстройств, составляющих хро­нический случай.

Б. - СХЕМА ОПРОСА БОЛЬНОГО

Существует много таких схем, более или менее отличных друг от друга.

Здесь мы приведем схему, пригодную для использования и учитывающую одновременно педагогические понятия, приве­денные выше, и наш личный врачебный опыт. Ей мы в общем следуем в нашей повседневной практике.

Для краткости и чтобы не упустить ничего существенного, эта схема не содержит способа постановки вопросов, разъяснен­ного в начале этой главы, где изложены требования к правиль­ному опросу.

Следует предоставить каждому врачу, в соответствии с его индивидуальностью, формулировать вопросы, как он считает наиболее правильным; предлагаемая нами схема служит прежде всего мнемотехнике, позволяющей не упустить ничего сущес­твенного в начале врачебной практики, на основании которой постепенно выработается собственная технология, а опыт и при­вычка усовершенствуют ее.

Вот схема:

I. ПО КАКИМ ПРИЧИНАМ БОЛЬНОЙ ПРИШЕЛ НА КОНСУЛЬТАЦИЮ?

Детальная история болезни. В ней можно найти этиологи­ческие признаки —непосредственные, прямые, приобретенные.

- Возраст больного.
- Обстоятельства появления болезни: условия, благоприят­ствующие ей, вызывающие ее, метеорологические, касающиеся питания, сексуальные, физические, ментальные и т.п.

II. КАК ОН ЛЕЧИТСЯ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ?

Вопрос, становящийся все более актуальным в наш век хими­отерапии (медикаментозная блокировка, иногда возникающая в начале лечения).

III. ПРОШЛОЕ

Оно позволяет понять опосредованные этиологические при­знаки, чаще всего наследственные, относящиеся к биотипу, темпе­раменту, диатезу.

1. Наследственность

- Болезни и случаи смерти у предков, родственников, по­томков.
- Понятие наследственного «порока»: алкоголизм, сифилис, бленоррагии, туберкулез, «артритизм», психические расстройст­ва, эпилепсия, диабет, рак, аллергия и т.п.

2. Прошлое самого больного

Это патологический анамнез, изучаемый в хронологическом порядке, начиная с рождения.

а) Рождение в срок или нет, вес при рождении.

б) Первый детский возраст:

- натуральное или искусственное питание;
- первые шаги, первые зубы;
- вакцинации;
- патологические расстройства.

в) Второй детский возраст:

- сыпи и инфекционные болезни;
- болезни дыхательных путей, не забыть патологию аденои­дов и миндалин;
- «лимфатические» случаи, называемые болезнью роста;
- травматизм (не распознанные смещения позвонков).

г) Женщина:
- пубертат;
- беременность, роды;
- выкидыши;
- противозачаточные средства;
- менопауза.

д) Мужчина:

- болезни коллективов (военная служба) и тропические бо­лезни.

е)У обоих полов:

- профессия: сидячий или активный образ жизни, производ­ственный травматизм, профессиональные болезни;
- венерические болезни;
- заботы, огорчения и утраты (как причины психосомати­ческих нарушений);
- хирургические вмешательства.

IV. ОБЩИЕ ПРИЗНАКИ

1.Общая реакция на окружающую среду (основа: реак­ции на тепло, на холод, стенические, астенические). Сюда так­же относятся реакции на сухость, влажность, пребывание на морском берегу, в горах, на перемену погоды, грозу и т.п.
2.Ритм проявления признаков (периодичность, вариабель­ность).
3. Соединение или чередование признаков.
4. Похудение или полнота.
5. Общие ощущения, среди них жажда.
6. Чувствительность (к боли, к прикосновению и т.д.).
7. Выделения в целом (секреции и экскреции).
8. Потение.
9. Конгестия и воспаление, тенденции к изъязвлению, затвердению, геморрагиям.
10. Лихорадка.
11. Преобладающая сторона.
12. Боли (их общий характер).
13. Общие модальности.

V. ПОТРЕБНОСТЬ И ОТВРАЩЕНИЕ К ОПРЕДЕЛЕННОЙ
ПИЩЕ

Различают:
1. Потребность и отвращение к сладкому, соленому, пря­ному, жирному, острому, к тому или иному блюду, к питью как таковому, к теплому или горячему, к молоку.
2. Аппетит и жажду.
3. Общее ухудшение или непереносимость пищи и напит­ков (относится к общей модальности).

VI. СОН, СНОВИДЕНИЯ, ОРГАНЫ ЧУВСТВ

1. Сон.
- Бессонница (с расстройствами: тревога, боли), в опреде­ленное время ночи, или гиперсомния.
- Положение в постели.
- Изменения температуры до, во время и после сна.
- Возбуждение во время сна (резкие движения).
- Скрежетание зубами (обычно у детей).
- Расстройства, сопровождающие пробуждение.
- Дневная сонливость.

2. Сны или кошмары.
- Их природа
- Ночные страхи.

3. Органы чувств.

- Расстройства зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания.
- Головокружения.

VII. СЕКСУАЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ

1. У обоих полов: воздержание или половые излишества - повышенная или пониженная сексуальность — психосексуаль­ные расстройства.

2. У женщины:
- пубертат, беременность, менопауза.
- Месячные: время первой менструации-, регулярность, боли (до, во время, после) и их характер, модальность, локализация и иррадиирование, длительность, окраска, запах, сгустки, сопут­ствующие расстройства - больная чувствует себя лучше (мен­тально и физически) до, во время или после месячных.
- Период между менструациями: метроррагии, боли в облас­ти половых органов, расстройства в других сферах (например, расстройства, связанные с предменструальным синдромом).
- Лейкорея: момент появления, характер, модальность.
- Грудные железы в связи с менструальным циклом.

3. У мужчины.

- Сексуальное поведение.
- После полового акта: усталость, боли, тошнота.
- Семяистечение.

VШ. ПСИХИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ

Некоторые уже были отмечены в ходе опроса. Мы советуем, в согласии с многочисленными авторами, не касаться их прямо до конца опроса, поскольку они сложны и многообразны, отно­сятся к личности больного, и правдивость ответов зависит во многом как от нее, так и от отношений между врачом и боль­ным.

Вот возможный подход, который мы рекомендуем:
1. Поведение больного в беседе с Вами.
Примеры: Lachesis — возбужденное, Natrum mur. — сдержан­ное, Sepia — молчаливое.
2. Автопортрет больного или его портрет глазами окруже­ния.
Это позволяет избежать возможных обид и исправить ошиб­ки в интерпретации.
3. Красная нить его характера.

4. Расспросите больного по следующим трем пунктам, в порядке возрастания важности.

а)Воля и аффекты:
- смерть (страх, желание, самоубийство);
- страхи и тревоги;
- потребность или отвращение к утешению, к обществу;
- эмоции;
- любовь и страсти;
- гнев;
- настроение (постоянное или изменчивое, печальное или веселое).

б)Интеллект:

- иллюзии и бред — идеи фикс — одержимость;
- мышление, внимание;
- легко или с трудом учится (ребенок).

в)Память:

- ослабленная память или «провалы» в памяти;
- забывает недавние события и помнит давние.

5. Признаки, обладающие исключающей силой (после того, как они были подвергнуты строгой критике).

а) Психическая стеничность или астеничность.
б) Поведение при утешении, в обществе, во время занятий,
развлечений (ухудшение или улучшение).
в) Страхи и тревоги (особенно предвосхищающие события).
г) Обидчивость (чувствителен к выговорам).

IX. РЕГИОНАЛЬНЫЕ ИЛИ ЛОКАЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ

- Они ниже рангом, чем предыдущие.
- Они в основном важны в острых случаях.
- В хронических состояниях они имеют значение, только если они достаточно ярки за счет непривычного характера, интенсивности, повторяемости или постоянной связи друг с дру­гом.
- Вы постепенно опрашиваете пациента по различным систе­мам, регионам, тканям и органам. Вот оглавление элементарной семиотики, позволяющее не упустить существенного.

1. Системы связи с окружающей средой (в основном нерв­ная система).

Исходя из психики и органов чувств, уже перечисленных выше:
а) Двигательная функция
- парезы и параличи;
- дрожания;
- нарушения ходьбы;
- судороги, вздрагивание, мышечные подергивания.

2. Системы жизнеобеспечения.

а) Система пищеварения:
- ротоглоточная область (аппетит — зубные боли, боли в полости рта — чувствительность горла);
- желудок: боли, отрыжка и срыгивание, тошнота, рвота, гематемезис;
- кишечник: боли, газы, запор, понос, геморрой, кишечные кровотечения;
- печень и желчные протоки: боли, желтуха, расстройства, связанные с патологией этих органов.

б) Респираторный аппарат:

- нос: насморк, риниты; гайморовы пазухи; чихание;
- гортань: хрипота, афония;
- трахео-бронхо-пульмональный аппарат: одышка, колотье в боку, кашель, мокрота, кровохарканье;
- плевральная патология.

в) Система кровообращения:

- одышка, боли, сердцебиение, нарушения ритма;
- болезни вен и капилляров.

г) Мочевая система:

- боли, нарушения мочеиспускания;
- моча: количество, ритм испускания, поллакиурия, положе­ние при мочеиспускании, прозрачность, цвет, запах, боли до, во время и после мочеиспускания, гематурия.

д) Опорно-двигательный аппарат:

- боли в костях, суставах и мышцах и их локализация;
- роль травматизма как этиологического признака (напоми­нание).

е) Кожные покровы:

- вид кожи, цвет, пятна;
- потение;
- дерматологические повреждения: характер, модальность, локализация;
- трофические расстройства: ногти, волосы.

ж) Половая система:

(см. раздел «Половые признаки»)

з) Эндокринные железы и обмен веществ:

- изучите признаки, касающиеся основных эндокринных желез (гипофиза, щитовидной железы и околощитовидных же­лез, надпочечников, половых желез, поджелудочной железы);

- перегруппируйте признаки различных систем по семиоти­ке обмена веществ (с точки зрения нозологической диагностики: диабет, мигрень, тучность, подагра, аллергические заболевания и т.п.).

и) Гематология:

- выберите признаки, указывающие на заболевание крови, селезенки или лимфоузлов: например, боли, кровотечения.

к) Лихорадка:

общий симптом, который в сочетании с другими необходи­мыми симптомами позволяет диагностировать инфекционное заболевание.

II. - КЛИНИЧЕСКИЕ И ПАРАКЛИНИЧЕСКИЕ ОБСЛЕДОВАНИЯ

- Обследование больного и параклинические обследования, представляющие собой вторую и третью стадии наблюдения, имеют двойную цель:

1. Привести к диагностике болезни и составлению прогно­за.

Это цель любого врача, гомеопат он или нет.

Следовательно, эти обследования проводятся с помощью методов, преподанных нам во время изучения медицины.

2. Обнаружить дополнительные признаки (объективные) для совершенствования диагностики подобного средства и вы­работки стратегии лечения вплоть до стабилизации или выздо­ровления.

Эта вторая цель специфична для нашей медицины. Такие объективные признаки менее существенны в иерархии призна­ков, необходимых для диагностики подобного, но, тем не менее, они ценны в качестве уточнения при его назначении и, исчезая, свидетельствуют об эффективности терапии.

- Клиническое обследование необходимо проводить по семи­отическому плану опроса, и особенно это касается различных систем организма.

- Параклинические обследования (дополнительные), прове­денные и интерпретированные по нормам официальной медици­ны, сохраняют свой интерес для врача-гомеопата, поскольку позволяют проследить развитие болезни под влиянием лечения и, при улучшении и возвращении к нормальным результатам, еще раз подтверждают действенность и эффективность нашей медицины.

III. - СИНТЕЗ РАЗЛИЧНЫХ ФАЗ ГОМЕОПАТИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ

При синтезе этих фаз мы имеем:

1 - непосредственно — поиск и обнаружение АКТУАЛЬНО­ГО подобного средства.

2 - на будущее, более или менее близкое, — полную систему терапии, состоящую, начиная с эпизода, по поводу которого обратился больной, в лечении болезненного фона с целью избе­жать повторения аналогичных инцидентов или других проявле­ний, связываемых гомеопатической концепцией болезней с дан­ным болезненным фоном. Отсюда поиск и выявление подобного
ФОНОВОГО средства и его вспомогательных.

Таким образом, гомеопатическое наблюдение позволяет, ис­ходя из различных элементов, обнаруженных путем опроса и обследования, определить биотип больного (см. главу о биоти­пологии), зависящий от морфологических, физических и психи­ческих признаков, а также предрасположенности к заболевани­ям, его темперамент (лимфатический, сангвинический, желч­ный или нервный), определяемый также на уровне психических и физических признаков и предрасположенности к заболевани­ям, диатез (псора, туберкулинизм, сикоз, люэтизм, глубоко изученные нами ранее).

В заключение этой главы мы подчеркнем, что, ради педагоги­ческой ясности и облегчения труда учащихся, мы следуем, за исключением нескольких отклонений, одному и тому же плану в следующих разделах:

A. - изучение средств, составляющее предмет второй части
настоящего издания;

Б. - иерархия признаков в порядке убывания;

B. - опрос больного.
Вот этот план:

A. ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ СРЕДСТВ:
I. Общее действие.
II. Тип.
III. Этиологические признаки.
IV. Психические признаки.
V. Характерные, или общие, признаки, включая потребность
и отвращение к пище, сексуальные признаки, сон, сновидения и
признаки, относящиеся к органам чувств.
VI. Модальности: общие (входят в общие признаки) и ло­
кальные (входят в региональные или локальные признаки).
VII. Крупные региональные признаки.
VIII. Связи с другими лекарствами.

Б. ДЛЯ ИЕРАРХИИ ПРИЗНАКОВ: в порядке убывания: этиологические, психические, общие, потребность в пище или отвращение к ней, половые, признаки сна и сновидений, органов чувств, региональные, локальные.

B. ДЛЯ ОПРОСА БОЛЬНОГО:
I. История болезни.
II. Медикаментозная блокировка.
III. Прошлое.
IV.Общие признаки.
V. Потребность и отвращение.
VI. Сон и сновидения — органы чувств.
VII. Сексуальные признаки.
VIII. Психические признаки.
IX. Региональные и локальные признаки.

Отметим также единственное отличие, касающееся положе­ния половых и психических признаков, отнесенных в конец опросника по важным психологическим соображениям.

Назад: глава 4 - классификация средств
Вперед: глава 6 - основные правила дозировки
Перейти в раздел:
    Ðåéòèíã@Mail.ru    Rambler's Top100
Первая страница Карта сайта Поиск Отправить письмо Версия для печати
© "Центр гомеопатии" / Гомеопатический Центр здоровья и реабилитации (Москва)
При использовании материалов сайта ссылка обязательна

Первая страница Карта сайта Поиск Отправить письмо Версия для печати