Подобие, базовый принцип Гомеопатии, обеспечивает покрытие признаков, найденных у больного, признаками лекарства, после чего лекарство становится подобным средством, назначаемым больному в курсе терапии.
Патогенетические признаки средства указаны в «Materia Medica» — второй части настоящего издания.
Признаки больного раскрываются в наблюдении, когда врач видит больного перед собой. Об этом мы и поговорим в настоящей главе. Поскольку надо выявить признаки больного прежде, чем сравнивать их с признаками лекарства, то наблюдение больного оказывается не менее важным, чем совершенное знание «Materia Medica».
Наблюдение состоит из трех частей: опроса, клинического обследования и параклинических обследований.
Мы завершим главу попыткой синтеза.
I. - ОПРОС
Он имеет первостепенную важность, так как позволяет собрать наиболее полезные признаки. Они бывают двух видов:
1 - субъективные признаки, подмеченные больным или его
окружением;
2 - объективные признаки, найденные врачом.
Но прежде, чем набросать рациональную схему опроса, подумаем: как ставишь вопросы?
Дело в манере задавать вопросы. Другими словами, надо определить, что необходимо для правильного опроса. Цель его — «объективно» выявить субъективные признаки, замеченные больным или его окружением.
А. - ТРЕБОВАНИЯ К ПРАВИЛЬНОМУ ОПРОСУ
Опрос должен быть объективным, точным и методичным.
1 Объективность: не допускается никакое давление на больного.
- Больному надо позволить говорить свободно.
- Если его речь будет бурной, несвязной, бессистемной, если он будет перечислять признаки без видимой связи, т.е. если врачу придется самому направлять беседу (это бывает достаточно часто), то следует избегать неправильных вопросов.
Они бывают трех видов:
а) Прямые вопросы, обязывающие больного отвечать «да» или
«нет». Вопрос, оставляющий больному такой узкий выбор, ноcит характер подсказки или давления, так что врач может повлиять им на ответ пациента.
Вот несколько примеров:
- Вы гневливы? — эмоциональны? — Должно быть: Как вы переносите упреки? огорчения?
- У вас болит голова? — Должно быть: Где и когда у вас бывают головные боли?
б) Вопросы, заставляющие выбирать из двух возможностей. Их
тоже можно поставить иначе.
Примеры:
- Предпочитаете ли вы сухую или сырую погоду? — Должно быть: Как вы переносите сухую погоду, сырую погоду?
- Снятся ли вам веселые или печальные сны? — Должно быть: Что вам снится?
Или можно оставить выбор между несколькими возможностями (более двух).
Примеры:
- Хорошо ли вы переносите сухую погоду, влажную погоду, или вы чувствительны к той и другой?
в) Наводящие вопросы, оказывающие давление на больного.
Примеры:
- Ведь вы не переносите тепла, не так ли? — Должно быть: Как вы переносите тепло?
- Мне кажется, что вам нравится, если вас утешают при огорчении, не так ли? — Должно быть: Как на вас действует утешение?
2. Точность
Медицинская консультация — это борьба со временем, что в нашу эпоху становится все более верно. Точная постановка вопросов поможет вам выиграть время, потому что вы не попадете на ложный путь и вам не придется, когда вы это заметите, начинать все сначала. Например: ухудшение от холода следует уточнить. Во-первых, нельзя путать ухудшение от холода с зябкостью: первое — модальность, второе — общий признак. Во-вторых, надо подробно выяснить эту общую модальность, поскольку она представляет собой признак индивидуальной реакции на важный фактор окружающей среды. Ее можно рассматривать как исключающий признак (см. главу II о признаке в Гомеопатии), способный сразу изъять из рассмотрения определенное число средств, не обладающих им. Поэтому и следует его уточнить, чтобы леса, возведенные при поисках подобного, не рухнули, когда обнаружится ошибка. Итак, вы уточняете эту модальность, и прежде всего — общая она или локальная. Если она общая, то, действительно, соответствует очень важному общему признаку, если локальная, то вторичному локальному признаку. Иногда внутри самой модальности наблюдается оппозиция: больной, например, испытывает общее ухудшение от холода, но тот или иной локальный признак может улучшаться от холода; в этом случае общая модальность важна в хроническом состоянии, локальная —в остром.
3. Методичность
а) Приведем прежде всего пример неправильной методики; д-р Шмидт (Schmidt) из Женевы назвал ее методом торпедирования. Вот в чем она состоит: врач обнаруживает, например, у своего пациента желтое седловидное пятно на спинке носа и, исходя из этого объективного признака Sepia, задает ориентированные на нее вопросы: вы печальны и подавленны? ощущаете потребность в одиночестве? болит ли у вас голова слева, чувствуете ли вы пустоту в желудке, которая не проходит во время еды? — и т.д. Это неправильный метод, даже если положительные ответы завоевали вам доверие больного, даже если вы нашли нужное лекарство и почувствовали азарт («дело пошло») - эти случайные совпадения остаются совпадениями, т.е. редкими, иррациональными, ненадежными и невоспроизводимыми, так что в следующий раз подобный метод приведет к ошибке.
Другой пример: у больного красные губы, вы думаете о Sulfur (но существует 29 других лекарств с тем же признаком), что определяет ваши вопросы: «Не ощущаете ли вы пустоты в желудке около 11 ч.? Не вызывает ли у вас долгое стояние на ногах неприятных ощущений? Не ищете ли вы ночью прохладного места для ступней ног?» — и т.д.
Это тоже метод, и все мы, в большей или меньшей степени, пользовались неправильными методами, привлеченные их простотой, пока не убедились в их опасности и неэффективности.
Существует много правильных методик. Самая лучшая — это самая рациональная, самая эффективная, позволяющая не забыть ничего существенного и соблюдающая все необходимые требования к опросу.
б) Следовательно, правильный метод обладает следующими свойствами:
- он идет от общего к частному;
- не теряется в избыточных деталях;
- исходит из правильной иерархии признаков;
- подкрепляет признак, кажущийся сомнительным, многократными уточнениями, ставя тот же вопрос в другой форме.
Теперь Вы знакомы с иерархией симптомов по их значимости; повторим ее в порядке убывания:
- этиологические признаки;
- психические признаки;
- общие признаки;
- потребность и отвращение к пище;
- сексуальные признаки;
- сон и сновидения;
- региональные или локальные признаки, гораздо ниже других по значимости; они должны обладать особенно четкой, своеобразной, характерной окраской или странным, непривычным характером, тогда их можно принять во внимание, однако они не могут превалировать над вышеперечисленными признаками и должны сопровождаться какими-нибудь из них.
Как мы сейчас увидим, эта иерархия, за исключением нескольких нюансов, послужит схемой опроса.
Б. - ОПРОС Б ОСТРОМ И Б ХРОНИЧЕСКОМ СЛУЧАЕ
Опрос несколько различается в зависимости от того, имеем ли мы дело с острым или с хроническим случаем.
1 В остром случае есть две возможности:
а) Внезапный острый случай: пациент поражен болезнью в
полном здравии, он ранее не страдал хроническими заболеваниями. Схема опроса простая, она касается имеющихся в наличии
признаков, которые только и нужны для подбора simillimum.
Пример: лихорадочное состояние a frigore типа простуды от холодного сухого ветра: у пациента температура, он возбужден, тревожен, не может продохнуть; этому случаю соответствует Aconit.
б)Острый случай как временное обострение по ходу хронического состояния, известного ранее или обнаруженного сейчас. Опрос более сложный, призванный отличить новые симптомы, возникшие внезапно или недавно, со всеми их модальностями, от старых признаков. Прежде всего при поиске подобного средства на временное обострение мы исходим из новых признаков. Например: лихорадочное состояние у человека, ранее определенного как Sulfur. Те же признаки, что и в первом примере, указывают (разумеется) на Aconit, но однажды признаки Aconit угаснут, может быть, появятся признаки другого лекарства как звено цепочки эволютивных средств, и опрос выявит новые эпизодические признаки; возможно также, что вновь проявятся признаки, предшествовавшие обострению, в данном случае — Sulfur, и это последнее средство будет вновь прописано в порядке
лечения хронического случая, в котором обострение было па-
роксизмальным проявлением.
2.В хроническом случае опрос бесконечно сложнее и должен охватывать большинство максимально существенных симптомов; врач должен стремиться учесть более или менее сложную хронологию болезненных расстройств, составляющих хронический случай.
Б. - СХЕМА ОПРОСА БОЛЬНОГО
Существует много таких схем, более или менее отличных друг от друга.
Здесь мы приведем схему, пригодную для использования и учитывающую одновременно педагогические понятия, приведенные выше, и наш личный врачебный опыт. Ей мы в общем следуем в нашей повседневной практике.
Для краткости и чтобы не упустить ничего существенного, эта схема не содержит способа постановки вопросов, разъясненного в начале этой главы, где изложены требования к правильному опросу.
Следует предоставить каждому врачу, в соответствии с его индивидуальностью, формулировать вопросы, как он считает наиболее правильным; предлагаемая нами схема служит прежде всего мнемотехнике, позволяющей не упустить ничего существенного в начале врачебной практики, на основании которой постепенно выработается собственная технология, а опыт и привычка усовершенствуют ее.
Вот схема:
I. ПО КАКИМ ПРИЧИНАМ БОЛЬНОЙ ПРИШЕЛ НА КОНСУЛЬТАЦИЮ?
Детальная история болезни. В ней можно найти этиологические признаки —непосредственные, прямые, приобретенные.
- Возраст больного.
- Обстоятельства появления болезни: условия, благоприятствующие ей, вызывающие ее, метеорологические, касающиеся питания, сексуальные, физические, ментальные и т.п.
II. КАК ОН ЛЕЧИТСЯ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ?
Вопрос, становящийся все более актуальным в наш век химиотерапии (медикаментозная блокировка, иногда возникающая в начале лечения).
III. ПРОШЛОЕ
Оно позволяет понять опосредованные этиологические признаки, чаще всего наследственные, относящиеся к биотипу, темпераменту, диатезу.
1. Наследственность
- Болезни и случаи смерти у предков, родственников, потомков.
- Понятие наследственного «порока»: алкоголизм, сифилис, бленоррагии, туберкулез, «артритизм», психические расстройства, эпилепсия, диабет, рак, аллергия и т.п.
2. Прошлое самого больного
Это патологический анамнез, изучаемый в хронологическом порядке, начиная с рождения.
а) Рождение в срок или нет, вес при рождении.
б) Первый детский возраст:
- натуральное или искусственное питание;
- первые шаги, первые зубы;
- вакцинации;
- патологические расстройства.
в) Второй детский возраст:
- сыпи и инфекционные болезни;
- болезни дыхательных путей, не забыть патологию аденоидов и миндалин;
- «лимфатические» случаи, называемые болезнью роста;
- травматизм (не распознанные смещения позвонков).
- болезни коллективов (военная служба) и тропические болезни.
е)У обоих полов:
- профессия: сидячий или активный образ жизни, производственный травматизм, профессиональные болезни;
- венерические болезни;
- заботы, огорчения и утраты (как причины психосоматических нарушений);
- хирургические вмешательства.
IV. ОБЩИЕ ПРИЗНАКИ
1.Общая реакция на окружающую среду (основа: реакции на тепло, на холод, стенические, астенические). Сюда также относятся реакции на сухость, влажность, пребывание на морском берегу, в горах, на перемену погоды, грозу и т.п.
2.Ритм проявления признаков (периодичность, вариабельность).
3. Соединение или чередование признаков.
4. Похудение или полнота.
5. Общие ощущения, среди них жажда.
6. Чувствительность (к боли, к прикосновению и т.д.).
7. Выделения в целом (секреции и экскреции).
8. Потение.
9. Конгестия и воспаление, тенденции к изъязвлению, затвердению, геморрагиям.
10. Лихорадка.
11. Преобладающая сторона.
12. Боли (их общий характер).
13. Общие модальности.
V. ПОТРЕБНОСТЬ И ОТВРАЩЕНИЕ К ОПРЕДЕЛЕННОЙ
ПИЩЕ
Различают:
1. Потребность и отвращение к сладкому, соленому, пряному, жирному, острому, к тому или иному блюду, к питью как таковому, к теплому или горячему, к молоку.
2. Аппетит и жажду.
3. Общее ухудшение или непереносимость пищи и напитков (относится к общей модальности).
VI. СОН, СНОВИДЕНИЯ, ОРГАНЫ ЧУВСТВ
1. Сон.
- Бессонница (с расстройствами: тревога, боли), в определенное время ночи, или гиперсомния.
- Положение в постели.
- Изменения температуры до, во время и после сна.
- Возбуждение во время сна (резкие движения).
- Скрежетание зубами (обычно у детей).
- Расстройства, сопровождающие пробуждение.
- Дневная сонливость.
1. У обоих полов: воздержание или половые излишества - повышенная или пониженная сексуальность — психосексуальные расстройства.
2. У женщины:
- пубертат, беременность, менопауза.
- Месячные: время первой менструации-, регулярность, боли (до, во время, после) и их характер, модальность, локализация и иррадиирование, длительность, окраска, запах, сгустки, сопутствующие расстройства - больная чувствует себя лучше (ментально и физически) до, во время или после месячных.
- Период между менструациями: метроррагии, боли в области половых органов, расстройства в других сферах (например, расстройства, связанные с предменструальным синдромом).
- Лейкорея: момент появления, характер, модальность.
- Грудные железы в связи с менструальным циклом.
Некоторые уже были отмечены в ходе опроса. Мы советуем, в согласии с многочисленными авторами, не касаться их прямо до конца опроса, поскольку они сложны и многообразны, относятся к личности больного, и правдивость ответов зависит во многом как от нее, так и от отношений между врачом и больным.
Вот возможный подход, который мы рекомендуем:
1. Поведение больного в беседе с Вами.
Примеры: Lachesis — возбужденное, Natrum mur. — сдержанное, Sepia — молчаливое.
2. Автопортрет больного или его портрет глазами окружения.
Это позволяет избежать возможных обид и исправить ошибки в интерпретации.
3. Красная нить его характера.
4. Расспросите больного по следующим трем пунктам, в порядке возрастания важности.
а)Воля и аффекты:
- смерть (страх, желание, самоубийство);
- страхи и тревоги;
- потребность или отвращение к утешению, к обществу;
- эмоции;
- любовь и страсти;
- гнев;
- настроение (постоянное или изменчивое, печальное или веселое).
б)Интеллект:
- иллюзии и бред — идеи фикс — одержимость;
- мышление, внимание;
- легко или с трудом учится (ребенок).
в)Память:
- ослабленная память или «провалы» в памяти;
- забывает недавние события и помнит давние.
5. Признаки, обладающие исключающей силой (после того, как они были подвергнуты строгой критике).
а) Психическая стеничность или астеничность.
б) Поведение при утешении, в обществе, во время занятий,
развлечений (ухудшение или улучшение).
в) Страхи и тревоги (особенно предвосхищающие события).
г) Обидчивость (чувствителен к выговорам).
IX. РЕГИОНАЛЬНЫЕ ИЛИ ЛОКАЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ
- Они ниже рангом, чем предыдущие.
- Они в основном важны в острых случаях.
- В хронических состояниях они имеют значение, только если они достаточно ярки за счет непривычного характера, интенсивности, повторяемости или постоянной связи друг с другом.
- Вы постепенно опрашиваете пациента по различным системам, регионам, тканям и органам. Вот оглавление элементарной семиотики, позволяющее не упустить существенного.
1. Системы связи с окружающей средой (в основном нервная система).
Исходя из психики и органов чувств, уже перечисленных выше:
а) Двигательная функция
- парезы и параличи;
- дрожания;
- нарушения ходьбы;
- судороги, вздрагивание, мышечные подергивания.
2. Системы жизнеобеспечения.
а) Система пищеварения:
- ротоглоточная область (аппетит — зубные боли, боли в полости рта — чувствительность горла);
- желудок: боли, отрыжка и срыгивание, тошнота, рвота, гематемезис;
- кишечник: боли, газы, запор, понос, геморрой, кишечные кровотечения;
- печень и желчные протоки: боли, желтуха, расстройства, связанные с патологией этих органов.
- одышка, боли, сердцебиение, нарушения ритма;
- болезни вен и капилляров.
г) Мочевая система:
- боли, нарушения мочеиспускания;
- моча: количество, ритм испускания, поллакиурия, положение при мочеиспускании, прозрачность, цвет, запах, боли до, во время и после мочеиспускания, гематурия.
д) Опорно-двигательный аппарат:
- боли в костях, суставах и мышцах и их локализация;
- роль травматизма как этиологического признака (напоминание).
- изучите признаки, касающиеся основных эндокринных желез (гипофиза, щитовидной железы и околощитовидных желез, надпочечников, половых желез, поджелудочной железы);
- перегруппируйте признаки различных систем по семиотике обмена веществ (с точки зрения нозологической диагностики: диабет, мигрень, тучность, подагра, аллергические заболевания и т.п.).
и) Гематология:
- выберите признаки, указывающие на заболевание крови, селезенки или лимфоузлов: например, боли, кровотечения.
к) Лихорадка:
общий симптом, который в сочетании с другими необходимыми симптомами позволяет диагностировать инфекционное заболевание.
II. - КЛИНИЧЕСКИЕ И ПАРАКЛИНИЧЕСКИЕ ОБСЛЕДОВАНИЯ
- Обследование больного и параклинические обследования, представляющие собой вторую и третью стадии наблюдения, имеют двойную цель:
1. Привести к диагностике болезни и составлению прогноза.
Это цель любого врача, гомеопат он или нет.
Следовательно, эти обследования проводятся с помощью методов, преподанных нам во время изучения медицины.
2. Обнаружить дополнительные признаки (объективные) для совершенствования диагностики подобного средства и выработки стратегии лечения вплоть до стабилизации или выздоровления.
Эта вторая цель специфична для нашей медицины. Такие объективные признаки менее существенны в иерархии признаков, необходимых для диагностики подобного, но, тем не менее, они ценны в качестве уточнения при его назначении и, исчезая, свидетельствуют об эффективности терапии.
- Клиническое обследование необходимо проводить по семиотическому плану опроса, и особенно это касается различных систем организма.
- Параклинические обследования (дополнительные), проведенные и интерпретированные по нормам официальной медицины, сохраняют свой интерес для врача-гомеопата, поскольку позволяют проследить развитие болезни под влиянием лечения и, при улучшении и возвращении к нормальным результатам, еще раз подтверждают действенность и эффективность нашей медицины.
III. - СИНТЕЗ РАЗЛИЧНЫХ ФАЗ ГОМЕОПАТИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ
При синтезе этих фаз мы имеем:
1 - непосредственно — поиск и обнаружение АКТУАЛЬНОГО подобного средства.
2 - на будущее, более или менее близкое, — полную систему терапии, состоящую, начиная с эпизода, по поводу которого обратился больной, в лечении болезненного фона с целью избежать повторения аналогичных инцидентов или других проявлений, связываемых гомеопатической концепцией болезней с данным болезненным фоном. Отсюда поиск и выявление подобного
ФОНОВОГО средства и его вспомогательных.
Таким образом, гомеопатическое наблюдение позволяет, исходя из различных элементов, обнаруженных путем опроса и обследования, определить биотип больного (см. главу о биотипологии), зависящий от морфологических, физических и психических признаков, а также предрасположенности к заболеваниям, его темперамент (лимфатический, сангвинический, желчный или нервный), определяемый также на уровне психических и физических признаков и предрасположенности к заболеваниям, диатез (псора, туберкулинизм, сикоз, люэтизм, глубоко изученные нами ранее).
В заключение этой главы мы подчеркнем, что, ради педагогической ясности и облегчения труда учащихся, мы следуем, за исключением нескольких отклонений, одному и тому же плану в следующих разделах:
A. - изучение средств, составляющее предмет второй части
настоящего издания;
Б. - иерархия признаков в порядке убывания;
B. - опрос больного.
Вот этот план:
A. ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ СРЕДСТВ:
I. Общее действие.
II. Тип.
III. Этиологические признаки.
IV. Психические признаки.
V. Характерные, или общие, признаки, включая потребность
и отвращение к пище, сексуальные признаки, сон, сновидения и
признаки, относящиеся к органам чувств.
VI. Модальности: общие (входят в общие признаки) и ло
кальные (входят в региональные или локальные признаки).
VII. Крупные региональные признаки.
VIII. Связи с другими лекарствами.
Б. ДЛЯ ИЕРАРХИИ ПРИЗНАКОВ: в порядке убывания: этиологические, психические, общие, потребность в пище или отвращение к ней, половые, признаки сна и сновидений, органов чувств, региональные, локальные.
B. ДЛЯ ОПРОСА БОЛЬНОГО:
I. История болезни.
II. Медикаментозная блокировка.
III. Прошлое.
IV.Общие признаки.
V. Потребность и отвращение.
VI. Сон и сновидения — органы чувств.
VII. Сексуальные признаки.
VIII. Психические признаки.
IX. Региональные и локальные признаки.
Отметим также единственное отличие, касающееся положения половых и психических признаков, отнесенных в конец опросника по важным психологическим соображениям.