О центреДля пациентовФорумСпециалистамКонсультации
Мир гомеопатииО центреДля пациентовФорумСпециалистамКонсультации
Мир гомеопатии

Библиотека

Учебник по гомеопатии
Учебник французской школы

принципы и методы преподавания
ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ
Изучение гомеопатической «Materia Medica» облегчится, если мы будем придерживаться единых принципов и одного метода. Такое единство, как мы полагаем, прежде всего, рационально и удобно для запоминания, его цель — максимально облегчить запоминание, апеллируя к способности рассуждать. У нас нет претензии, удовлетворить всем вкусам, каждый может найти метод, наиболее подходящий к его манере мыслить, рассуждать, усваивать. Наш метод обладает преимуществами единства, (каждое средство изучается по одним и тем же рубрикам), логичности (в преподавании мы идем от общего к частному, от более к менее важному) и сжатости (основные сведения по каждому лекарству приведены в конце его описания).

I. - ПРИНЦИПЫ
Мы сформулируем их в виде шести пожеланий:
1 - не теряйтесь с самого начала в подробностях;
2 - сперва усвойте основное в действии средства;

3 - затем идите от общего к частному, от простого к
сложному, от синтеза к анализу;
4 - не заучивайте наизусть все признаки, а поймите крупные и хорошо их запомните;
5 - не блуждайте в дебрях мелких средств;
6 - изучите сначала крупные средства, обладающих подлинным и полным патогенезом.
Шестьдесят средств уже обеспечат хорошую практику, с них Вам следует начать; в нашем издании они были приведены в алфавитном порядке, облегчающем поиск, а теперь мы перечислим их в порядке, в котором советуем с ними ознакомиться.
Рекомендуемый порядок изучения шестидесяти наиболее важных средств:
1. Прежде всего полихресты, средства очень обширного
действия = 32 лекарства, в алфавитном порядке: Aconit, Arnica, Arsenicum album, Baryta carb., Belladonna, Bryonia, Calcarea carb., Calcarea fluor., Calcarea phos., Carbo veg., Causticum, Chamomilla, China, Dulcamara, Graphites, Hepar sulfur, Hyosciamus, Ignatia, Ipecacuanha, Lachesis, Lycopodium, Mercurius, Natrum mur., Nux vomica, Phosphorus, Pulsatilla, Rhus tox., Sepia, Silicea, Sulfur, Thuya, Veratrum album.
2. Среди них выделим шесть средств с ярким типажом, с
простым для понимания общим действием, с отчетливо выраженными психическими и общими признаками: Ignatia, Nux vomica, Lachesis, Lycopodium, Pulsatilla, Sepia.
3. Затем, чтобы научиться различать средства на острые и
на хронические состояния, изучим попарно четыре средства:
Aconit (острое) и Sulfur (хроническое), Belladonna (острое) Calcarea carb. (хроническое).
4. Усвоив, что такое острые и хронические средства и
понимая, что это схематичное деление, изучим крупные средства, назначаемые в обоих случаях, хотя преобладать может одно из состояний:
а) Крупные средства на острые состояния: Arnica, Bryonia, Chamomilla, China, Dulcamara, Hyosciamus, Ipeca, Rhus tox., Veratrum album (девять средств); не забудем также: Aesculus, Aloe, Antimonium crudum, Antimonium tart., Apis, Chelidonium, Colocynthis, Ferrum phos., Gelsemium, Kali bichr., Opium, Staphysagria (двенадцать средств).

б) Крупные средства па хронические состояния: Arsenicum album, Baryta carb., Carbo veg., Causticum, Graphites, Hepar sulfur, Mercurius, Natrum mur., Phosphorus, Silicea, Thuya (одиннадцать средств); тут же — основные «конституциональные» средства: кроме Calcarea carb. и Sulfur, уже упоминавшихся — Calcarea fluor. и Calcarea phos. (два средства).
Итак, мы имеем 32 полихреста и 12 средств на острые состояния, итого 44 средства. Из шестидесяти объявленных у нас остается 16 средств.
5. Мы можем расположить их по химическим радикалам:
а)Радикал Sulph, прежде всего: Sulfur, Sulfur iod., Hepar sulfur, Natrum sulf., среди них два средства, которые мы еще не проходили.
б) Радикал Carb., прежде всего: Calcarea carb., Kali carb.,
Natrum carb.; дополнительно два средства.
в) Две важные каталитические субстанции: Ferrum, lodum (два
средства).
г) Три драгоценных металла, из которых один в виде соли,
один — кислоты: Argentum nitricum и Nitri acid (другая соль
азотной кислоты), Aurum met., Platina (четыре средства).
6. Наконец, нозоды, или биотерапевтики (патологические продукты) , в том числе четыре крупных диотезных нозода:
+ на псору: Psorinum (сравните с Sulfur) ;
+ на туберкулинизм: Tuberculinum (ср. Natrum mur. или Phosphorus);
+ на люэтизм: Luesinum (ср. Mercurius);
+ на сикоз: Medorrhinum (ср. Natrum sulf., Thuya или Causticum) .
Итак, мы насчитали шестьдесят основных средств. По какой же методе, простой, ясной, рациональной и удобной для запоминания, их можно изучить?
I. - НАШ МЕТОД
Мы разработали план изучения, одинаковый для всех средств, позволяющий как автономное изучение каждого из них, так и его непосредственное сравнение с другими путем сопоставления одних и тех же рубрик. Например, нам надо сравнить психические признаки Pulsatilla и Sepia, и мы сопоставляем соответствующие рубрики обоих средств.
Изучение каждого средства всегда включает:

1 - его изучение по девяти рубрикам;
2 - показания к его применению.
А. Изучение по девяти рубрикам
Мы всегда идем от общего к частному.
∙ Первая рубрика: общее действие средства. Оно составляет основу знаний, поскольку позволяет понять наиболее важные (выявленные экспериментальным путем) патогенетические признаки.
∙ Вторая рубрика: тип, чувствительный к действию средства, т.е. совокупность морфофизиопсихологических признаков, в первую очередь наводящие на мысль о данном средстве, потому что их совокупность дает препатологическую картину чувствительности к данному средству. Здесь речь идет только о предположении, ориентирующем на поиск патогенетических признаков, содержащихся в рубриках 3, 4, 5, б и 7.
∙ Третья — седьмая рубрики: патогенетические признаки, классифицированные в порядке убывания важности; здесь Вы найдете иерархию признаков, разработанную в главе «Признак в гомеопатии», т.е. этиологические, психические, общие характерные признаки, общую модальность, крупные региональные признаки.
∙ Восьмая и девятая рубрики: после изучения средства «самого по себе» и его описания в двух первых рубриках, после иерархизации его патогенетических признаков в пяти следующих рубриках эти две последние рубрики дают обобщение средства и его «возможных партнеров»:
Восьмая рубрика: клиническое применение. Здесь дается общая нозологическая картина, основные случаи клинического применения средства.
Девятая рубрика: связи с другими лекарствами, представленными по следующим разделам:
1 - комплементарные:
а)диатезные
б)симптоматические
2 - фоновые средства
3 - эволютивные, либо при улучшении, либо при ухудшении
4 - несовместимые
5 - антидоты
6 - симптоматические для сравнения в соответствии с наиболее важными симптомами и синдромами (или нозологической
картиной), на которые ориентировано данное средство.
Чтобы облегчить чтение девяти рубрик, типографскими шрифтами были выделены важнейшие (жирный шрифт) и менее важные моменты.
Б.Показания к применению
В этом разделе сконцентрирован основной материал для запоминания. За него можно браться только после изучения девяти рубрик.
Мы применили здесь двойную иерархию:
а)Качественную, содержащую по степени убывания важносги: этиологические признаки, затем психические, затем общие,
модальности, крупные региональные признаки; эти пять групп
признаков соответствуют рубрикам 3, 4, 5, G и 7 из пройденных
девяти рубрик.
б)Количественную, т.е. для каждой из вышеупомянутых
групп отмечены три степени:
- сильная степень — египетским шрифтом,
- средняя степень — курсивом,
- слабая — прямым.
Когда Вы хорошо усвоите описание средства по девяти рубрикам, можно будет заучить показания к применению, помня, что, если Вы обнаружите от трех до девяти таких показаний у Вашего больного, то есть много шансов, что данное средство — его simillimum.
Важное замечание: это не значит, что вне показаний к применению нет признаков средства, существенных для его назначения. Наша задача в том, чтобы преподать основное, а не дать полные сведения. Для расширения знаний Вы можете обратиться к книгам, которые дадут Вам гораздо больше, после того, как Вы усвоите основное.
Последний совет перед тем, как оставить Вас наедине с. «Маteria Medica»: наш преподавательский опыт подсказывает, что Вам лучше обсудить с Вашим преподавателем неясные места, ускользнувшие от Вашего понимания, и порасспрашивать двух-трех коллег для того, чтобы легче усвоить и живее представить себе симптомы и их использование. Наконец, мы рекомендовали бы Вам, после того, как Вы ознакомитесь с несколькими важными лекарствами, поприсутствовать на гомеопатических консультациях в больницах или поликлиниках, где Вам продемонстрируют и объяснят лечение в связи со средствами, уже изученными Вами. Личные контакты очень важны, и если Вы сумеете заинтересовать Вашего преподавателя, то заметите быстрый прогресс в Вашей учебе.
Назад: списки средств для изучения
Вперед: aconitum actea racemoza aesculus
Перейти в раздел:
    Ðåéòèíã@Mail.ru    Rambler's Top100
Первая страница Карта сайта Поиск Отправить письмо Версия для печати
© "Центр гомеопатии" / Гомеопатический Центр здоровья и реабилитации (Москва)
При использовании материалов сайта ссылка обязательна

Первая страница Карта сайта Поиск Отправить письмо Версия для печати