О центреДля пациентовФорумСпециалистамКонсультации
Мир гомеопатииО центреДля пациентовФорумСпециалистамКонсультации
Мир гомеопатии

Библиотека

Г.Робертс, М.Тайлер, С.Богер, Э.Хаббард, др. ,
Сборник переводов классических авторов по педиатрии

Д.Смит Некоторые замечания о головной боли у детей
Д. Смит,
Член Королевской Коллегии Хирургов, Лондон, Англия

Некоторые замечания о головной боли у детей.

Президент Британского гомеопатического общества просил меня представить для обсуждения на Вашем Конгрессе некоторые документы, относящиеся к вопросу, которым мне случилось интересоваться особенно, – расстройству здоровья у детей. Я опрометчиво принял его предложение и прошу вас сейчас отнестись снисходительно к очень посредственному во всем, что касается деталей, и «наспех склеенному» докладу. Времени у меня в распоряжении было немного, т.к. я был очень загружен своими профессиональными обязанностями, что в известной степени может меня извинить.
Тема доклада - лечение головной боли у детей. Я считаю, что терапия головных болей, как у взрослых, так и у детей, - это область, в которой гомеопатия самым явным образом показывает свое преимущество над аллопатией. Лечение головной боли у взрослых показывает огромную ценность чисто субъективных симптомов, и в то же время мы вынуждены идти на риск быть введенными в заблуждение сознанием нашего пациента, поскольку человек, способный точно описать и указать локализацию своих головных болей со всеми сопутствующими ощущениями, встречается еще реже человека, который может дать истинную картину испытываемых им ощущений во время прувинга препарата.
Вышеупомянутое обстоятельство привносит и другую трудность: переизбыток относимых к голове симптомов, выявленный почти у всех, прошедших прувинг препаратов, делает выбор препарата пугающе сложной задачей.
Недавно я интересовался тем, каким образом головные боли лечатся аллопатами, и мои друзья-аллопаты рассказали мне, что, помимо чистых наркотиков, которые (в этом они согласны со мной) могут только затемнять симптомы, у них есть несколько новых препаратов, которые они считают специфичными для некоторых видов головных болей. Они были выявлены «исключительно опытным путем», но я должен отметить, что самые замечательные патофизиологические теории были созданы уже позднее, путем подгонки к фактам успешного применения этих лекарств. Мы, гомеопаты, можем быть заинтересованы в том, чтобы научиться у наших друзей чему-то новому. Названия этих лекарств такие: Aconite, Belladonna, Gelsemium, Phosphorous, и Nitro-glycerine.
При работе с детьми проблемой будет то, что часто наш маленький пациент вообще не дает нам словесного и индивидуального описания всех своих ощущений.
Если же ребенок является достаточно взрослым для того, чтобы дать нам необходимую подсказку, то мы получаем в целом описание более правдивое, чем у среднего взрослого больного, с меньшими преувеличениями и часто очень живописное, как в одном случае, всплывающем в моей памяти, когда маленькая девочка сказала что у неё «глаза работают со свинцовым грузиком, как у куклы», и этот грузик оторвался и скребет её лоб изнутри.
Однако, как правило, при работе с детьми мы зависим преимущественно от объективных симптомов, и я предполагаю, что этот факт объясняет наш сравнительно небольшой успех в лечении головной боли у детей. Мы вынуждены слишком много основывать на патофизиологических теориях, что является не слишком частым для гомеопатии недостатком, поскольку обычно мы, напротив, слишком пренебрежительно относимся к патофизиологическому анализу в нашем лечении.
Я не делал попытки создания классификации головной боли у детей - она была бы только случайной и искусственной, но есть несколько общих черт, которые с позиции моего опыта выглядят важными. У меня, возможно, и безосновательно, сложилось мнение, что головная боль у детей в лобной области чаще является результатом какого-то отдаленного поражения или конституционального расстройства, или расстройства системы крови; в то время как затылочная головная боль часто является местной, и самыми частыми её причинами могут быть проблемы зрения или какие-либо повреждения. Наследственно обусловленные головные боли, кажется, чаще имеют ограниченную и одностороннюю локализацию - в надглазничной или височной зонах.
Одной из распространенных причин лечебных ошибок при таком поражении (я говорю о себе) является обоснование лечения на представлении о том, что боль возникает из-за церебральной гиперемии или из-за анемии. Мы часто встречаем детей, у которых головная боль сопровождается гиперемией лица, блеском глаз и беспокойством, и которые в целом являются анемичными. И мой опыт подсказывает мне, что лечение этих детей с помощью Bell. или Acon. не будет успешным. Скорее, гомеопатическую ценность для обычного конституционального состояния этих детей будут представлять такие препараты, как Ferrum или Arsenicum.
Как правило, у анемичных детей с несомненно гиперемическими головными болями горячая питательная пища - молоко или суп - успокаивает боль, в то время, как истинно гиперемическая головная боль от этого скорее усиливается.
Я считаю, что при большинстве случаев головной боли у детей будет доказана ценность исследования мочи. У многих анемичных детей во время головных болей скорее всего будет определено избыточное выделение фосфатов или уратов, и мы сможем вывести из этих фактов ценные диетические рекомендации.
У меня был случай лечения очень тяжелых персистирующих головных болей, во время которых выделялось огромное количество фосфатов вместе с очень большим количеством мочи. Ребенок был угнетен и заторможен, у него отмечались сильные боли в области почек, рвота во время еды, при этом лицо его горело и отмечалась фотофобия, его пошатывало от головокружения. Назначение множества препаратов оказалось безуспешным, и только одно, редко используемое, Helonias, оказалось лечебным в шестой потенции.
Я отмечу еще один случай, который, возможно, будет поучительным. Ребенок 9 лет, мальчик, страдал головными болями, сопровождавшимися носовыми кровотечениями; однако этот симптом нельзя было принять за показатель церебральной гиперемии, поскольку ребенок был бледен и заметно анемичен; у него отмечалось сердцебиение, и аускультация выявила митральную недостаточность. Эффективным оказался Lachesis 12. Я привел этот случай в качестве примера того, что ошибочно принимать симптомы, часто указывающие на церебральную гиперемию, за показатель указанного состояния у ребенка. Я рискну сказать, что мы слишком часто рассматриваем эпистаксис в качестве доказательства переполнения церебральных сосудов. В случае с детьми мы обычно можем пренебречь вероятностью кровотечения, связанного с заболеванием сосудистой стенки, как это бывает у взрослых, но мы должны соблюдать осторожность и помнить, что эпистаксис в детском возрасте может быть признаком также конституциональной анемии или пассивного кровенаполнения, связанного с заболеванием сердечных клапанов.
Так называемые «школьные головные боли» возлагают на нас огромную ответственность; поскольку от нас просят рекомендаций по характеру и объему (широте) образования, которые могут перенести некоторые дети, и если мы примем неверное решение, то можем причинить огромный вред этим детям в будущем. Это тяжелая ответственность, возлагаемая на того, кто отстраняет ребенка от уроков и заставляет пропустить тот период жизни, когда привычка думать и запоминать может быть наиболее легко востребована; с другой стороны, серьезная ошибка может быть сделана в том случае, если школьными головными болями пренебрегли. При этом сила детского ума будет подорвана страданием, и его детство будет испорчено. По моему опыту, при современной системе образования, эволюционировавшей в этом вопросе и постепенно подводящей ребенка небольшими и легкими шагами от игры к «игровой работе», и далее - к упражнениям для памяти и восприятия, мы видим меньше истинных «школьных головных болей», под которыми я подразумеваю головные боли в результате интеллектуального перенапряжения . И все же, даже после устранения ошибочной практики «зубрежки» и приведения всех гигиенических условий для детей в школе в соответствие с современными научными стандартами, мы имеем дело со слишком большим количеством таких случаев. Наши дети – разумеется, я имею в виду только английских детей – бывают очень рады время от времени уйти из школы до окончания регулярных занятий, и если они выбирают симуляцию в качестве возможности для этого, то они достаточно умны, чтобы по очевидным причинам выбирать болезни, которые диагностируется только по субъективным симптомам, и такой вид школьных головных болей в первую очередь должен привлекать наше внимание.
Я не буду настолько неучтивым, чтобы предположить, что американские школьники когда-либо притворяются, но в ваших школах есть и английские дети, и если они часто будут отсутствовать в школе по причине головных болей, и иногда будет обнаруживаться, что это головная боль приходит в очень ранние часы занятий в школе, то эта ситуация будет неопределенной, и если юноша способен читать книги с занятными историями или увлекается другими занятиями, требующими значительного напряжения зрения и ума, без возвращения или усиления головной боли, то я считаю, что изоляцию от учебного класса и использование специального крупного шрифта, не нарушающего обычного процесса обучения, стоит испробовать в качестве лечебных мер; дети не протянут слишком долго, если симуляция будет отделять их от товарищей.
Но тот факт, что дети знают о существовании головной боли из-за чтения, показывает, что это совсем не редкая форма заболевания; и я думаю, что большая доля школьной головной боли все-таки происходит от напряжения зрения.
Я заметил, что такая головная боль намного чаще локализуется в области затылка, чем в лобной или верхней части головы. Значительный успех в её лечении достигается простым вниманием к здоровью в целом, но так называемое «тоническое лечение» всегда являлось только паллиативом: головная боль может уходить на время искусственной стимуляции, но возвращается после её прекращения. Головная боль может отсутствовать, например, после каникул; но при продолжительных занятиях проблемы возвращаются; в таких случаях в целом будет определяться, несомненно, нормальное зрение, несмотря на то, что ребенок в момент осмотра страдает от головной боли. Но при утомлении или при атропинизации глаз будет определяться нарушение рефракции; находясь в обычном состоянии, ребенок способен обеспечить аккомодацию при помощи неосознанных усилий, но они будут для ребенка чрезмерными, и в случае нарушения общего здоровья или при осуществлении этих усилий в течение длительного времени это напряжение приведет к головной боли.
Я помню случай, когда девочка 12-ти лет, страдающая от тяжелой невралгии шеи, с иррадиацией болей вниз по цервикальным нервам с обеих сторон, полностью обусловленной напряжением глаз, была излечена применением соответствующих очков.
Я не сомневаюсь в том, что гомеопатическое лечение таких состояний хорошо известно всем присутствующим, но польза от него будет небольшой, если пренебречь помощью правильно подобранных очков, - не «пенсне», которое иногда провоцирует новую головную боль у чувствительных детей своим давление на переносицу, но именно очков с легкой оправой. Я подвожу к применению трех препаратов, первый из которых, Acid picric., возможно, в достаточной мере не оценен. Его патогенез включает одновременно и головную боль, и зрительные симптомы. Я применяю его в высоких потенциях, под которыми я понимаю разведения от 12-го до 30-го. Два других - Нитрат серебра и Cimicifuga. Я упоминаю о них, потому что они, возможно, находятся вне списка обычно применяемых при головной боли препаратов, и потому, что они надежно мне служат. Я применяю два последних препарата в различных дозировках, но Cimicif. в низких потенциях, 3х или близких к этому.
Я полагаю, что головные боли у девочек, приближающихся к пубертатному возрасту, становятся все более общими для нашего времени. Новый физический режим еще не принят повсеместно, хотя в семьях, где он практикуется с детства, я встречал меньше девочек страдающих головной болью при наступлении у них менструаций. Без сомнения, головная боль у девочек в этот период их жизни обычно хорошо распознается матерями, которые осознают необходимость физиологического отдыха на это время. Я не буду задерживаться здесь на лечении, скажу лишь два слова для привлечения вашего внимания к стремлению матерей, знакомых с гомеопатией, использовать Puls. при всех таких проблемах своих дочерей. В действительности же этот препарат имеет большую склонность действовать на яичники слишком послабляюще, создавая у большинства девочек тенденцию скорее к свободному выделению крови в несколько первых циклов. Этот эффект проявляется намного чаще, чем противоположный (по моему собственному опыту) и Pulsatilla чрезмерно увеличивает эту тенденцию; Coffea и Ferrum часто оказываются более полезными.
«Генитальные» головные боли у мальчиков в пубертатном периоде часто являются причиной множества страданий. Во всех случаях упорных головных болей у мальчиков возможность приближения пубертатного возраста должна привлекать внимание. Другие генитальные раздражения у мальчиков, как представляется, также играют заметную роль в происхождении головных болей, и, по моему собственному опыту, я нахожу, что фимоз нередко является причиной головной боли у мальчиков, как это бывает при многих нервных симптомах. Вы все, несомненно, припомните случаи, когда циркумцизия излечивала подобные страдания. Я знаю несколько случаев самых замечательных результатов циркумцизии при головной боли у мальчиков.
Я не лечил головную боль при лихорадочных состояниях, поскольку наше внимание при таких случаях обращено скорее на лихорадку, чем на собственно головную боль. Но существует головная боль, сопровождающаяся лихорадкой, которая происходит от малярии, при которой встречаются случаи головной боли в качестве главного указующего симптома. Я думаю, что обычно они бывают перемежающимися и так же очень расплывчатыми, и чаще являются общими (нелокализованными),но иногда они носят характер невралгии, боль при этом локализуется в области того или другого черепно-мозгового нерве или в зоне его иннервации. И прежде всего надглазничная область является истинной сферой применения гомеопатического Quinine.
Со мной могут не согласиться, если я скажу, что не считаю, что истинная «мигрень» часто встречается у детей. У детей, родители которых страдают мигренью, мы, без сомнения, часто видим головную боль, но я нахожу, что обычно она сопутствует каким-то пищеварительным расстройствам, и рвота, если она присутствует, слишком часто контролируется скорее средствами, воздействующими на желудок, чем теми, которые выбираются по причине, предположительно церебральной. Я понимаю, что такое патофизиологическое предположение чуждо для гомеопатии, которую исповедуют многие, но думаю, что в большинстве случаев будет показано, что препарат, выбранный первым на основании совокупности симптомов, окажется при дальнейшем обследовании, также и патофизиологическим подобием.
Кроме того, еще существуют случаи головной боли у детей, перед началом которой мы слышим о различных предшествующих симптомах, таких как: вспышки света перед глазами или ощущение затуманивания зрения, или, в некоторых случаях, временная слабость или паралич рук или ног - либо двигательный, либо чувствительный (или и тот и другой одновременно). Еще один вариант - головная боль, локализующаяся преимущественно в определенной точке одной половины лба, которая приходит со рвотой и сопровождается ей. Такие головные боли, если они бывают вначале частыми, вероятно, являются истинно мигренозными; они не сопровождаются диспепсическими расстройствами и могут быть наследственными.
Прежде всего надо исключить возможность перенапряжения глаз, поскольку это является более частой причиной мигрени, чем это иногда предполагается. В таких случаях истинной мигрени у детей Coffea 6 и Acid carbolic 12 сослужат очень хорошую службу.
Я должен упомянуть важность головной боли, ощущаемой в области сосцевидного отростка или вокруг уха, как показателя заболевания уха, но я видел очень вредные последствия пренебрежения современным хирургическим вмешательством, по меньшей мере, в трех таких случаях. Эта боль не является головной болью, хотя часто описывается как таковая.
Мы всегда должны быть осторожными при встрече с такими серьезными неврологическими симптомами, как спазм мускулатуры шеи или позвоночника, паралич мышц, подергивание или судороги, в сочетании с головными болями у детей. Такие показатели возможного мозгового повреждения туберкулезного или опухолевого характера известны, конечно, каждому из нас.
В заключение я упомяну головную боль при почечных нарушениях. Я хотел бы убедить вас в необходимости регулярного лабораторного контроля мочи при всех типах головных болей у детей, поскольку, в определенных случаях, когда такая боль сопутствует уремии или альбуминурии, наши препараты будут бесполезными, если эти симптомы не будут рассматриваются в качестве симптомов первого ряда при составлении совокупности симптомов.
Леди и джентльмены, я прошу прошения за этот торопливый, неполный и совершенно ненаучный доклад. Если у вас будет какое-то обсуждение практических деталей по этой теме, то вы легко сможете опровергнуть мои выводы.

Обсуждение:
Д-р Фоэб Дж.Б. Уэйт (Phoebe J.B. Waite): последний доклад был особенно интересным, поскольку я верю, что многие дети страдают от головной боли,
в то время как они должны быть утешены и вылечены, и я бы хотел сказать еще об одной причине, помимо всех прочих, причиняющей страдание детям от перенапряжения глаз. Как только их помещают в школу, они начинают сутулиться. Если ребенок близорук, его помещают в переднюю часть класса, но при этом забывают о дальнозорком ребенке. Я верю, что использование офтальмоскопа улучшит жизнь таких детей, устранив это нарушение. Многие дети страдают от подобных головных болей, но для помощи им у нас есть Pulsatilla и родственные ей препараты. Если ваш ребенок страдает от головной боли, не забывайте привести его к окулисту.
Д-р Даффилд [Duffield]: множество случаев почти сложившейся близорукости можно вылечить простым привыканием к разглядыванию удаленных объектов. Вывезите их в поле и таким образом получите тренировочное напряжение глазных мышц, которое так же хорошо, как напряжение нервов в других случаях. Я вылечил случай близорукости, отправив пациента в деревню, и это дало его глазам возможность тренировки аккомодации. Вот случай из практики: я помню, как несколько лет назад ко мне обратилась девочка с эпилепсией: приступы повторялись каждые восемь дней. При опросе я определил, что она употребляла в пищу чрезвычайно много сахара, и когда она покончила с этим, приступы прекратились через два или три месяца. Диета помогает чрезвычайно серьезно. В другом случае головных болей было необходимо наладить проветривание классной комнаты. Многие из наших школ очень плохо проветриваются. Необходимо радикальное изменение такого положения вещей. Мы должны больше внимания уделять гигиеническим методам.
Назад: М.Тайлер Гомеопатия в уходе за детьми
Вперед: Дж.Т.Кент Ушные боли у детей
Перейти в раздел:
    Ðåéòèíã@Mail.ru    Rambler's Top100
Первая страница Карта сайта Поиск Отправить письмо Версия для печати
© "Центр гомеопатии" / Гомеопатический Центр здоровья и реабилитации (Москва)
При использовании материалов сайта ссылка обязательна

Первая страница Карта сайта Поиск Отправить письмо Версия для печати