О центреДля пациентовФорумСпециалистамКонсультации
Мир гомеопатииО центреДля пациентовФорумСпециалистамКонсультации
Мир гомеопатии

 

                                                    Николай Федорович Федоровский

                                                   

(По поводу 25-ти летней деятельности на полъзу гомеопатии).

Едва ли кому из русских гомеопатов незнакомо имя генерала Николая Федоровича Федоровского, который в настоящем 1909 году вот уже четверть века как ревностно подвизается на поприще распространения гомеопатии и ознакомления с нею русского общества – пером, словом и делом.

По размерам нашего журнала мы не можем входить в подробное рассмотрение  всей этой деятельности Николая Федоровича на пользу гомеопатии, так как для этого пришлось бы выпустить объемистый том. Скажем только вкратце, что нас у нас нет ни одного почти Общества гомеопатов, где Николай Федорович не значился бы почетным его членом, как главнейший член учредитель этого общества; провинциальные же Общества последователей гомеопатии почти все являются прямым результатом его инициативы и его первых забот. Затем едва ли не все молодые врачи гомеопаты обязаны Николаю Федоровичу теплым участием и нравственной поддержкой на первых порах их нелегкой и не особенно приятной среди окружающей враждебной обстановки деятельности, когда так необходимы дружеское сочувствие и дельный практический совет. Далее затем, если гомеопатия имеет в настоящее время многих защитников в среде земских и общественных деятелей духовенства, учителей, превратившихся из неведущих  или враждебных Савлов в последователей и деятельных Павлов гомеопатии, то в достаточном числе случаев это опять-таки следствие или убежденных речей Николая Федоровича или его живого дела в виде излечения болезни того или иного скептика и отрицателя гомеопатическими лекарствами. Вообще этим последним способом, т. е. оказывая пособие больным при разных представлявшихся случаях, Николая Федорович много содействовал распространению гомеопатии в провинциальном обществе и среди простого народа. Ради проповеди гомеопатического лечения Николай Федорович изъездил чуть ли всю Pocсию  и всюду с неизменным результатом в отношении прироста новых последователей и сторонников гомеопатического лечения. Постоянно сталкиваясь с живой действительностью и видя почти совершенную беспомощность  простого народа в болезнях за отсутствием, недостаточностью и недействительностью вообще наличной медицинской помощи, Николай Федорович организует «Общество народной самопомощи в болезнях, имеющее в виду через посредство провинциальной интеллигенции - сельского духовенства, учителей, помещиков и грамотных простолюдинов - оказывать народу медицинское пособие в болезнях средствами гомеопатической медицины.

He вина, конечно, Николая Федоровича. что этими Обществами самопомощи достигнуто сравнительно немного. Такова уже печальная наша русская действительность, что всякое у нас полезное начинание обыкновенно скоро замирает за отсутствием  нужных для дела работников,  доброжелательных охотников оказывать этому делу поддержку, властных покровителей, чтобы давать ему ход. Мало того. Для обычного нашего ни теплого ни холодного российского интеллигента, воспитанного в надлежащем понимании лишь жизненного значения 20-го числа и табели о  рангах, когда перед ним появляется  какой-нибудь убежденный человек и горячо добивается осуществления своему делу, - а особенности еще, если таковым делом будет гомеопатия, подобный человек встречается удивлением и обзывается «чудаком», «фанатиком», «увлекающимся» и т. п. Им, этим ни теплым, ни холодным отечественным интеллигентам и вершителям народных судеб мало дела до горячих убеждений, и а еще менее дела, что здесь быть может, вопрос существенно касается слабых сторон общественного и государственного благоустройства. И  в  самом  деле.  Рядом  с заботами  о  «народной самопомощи в болезнях, Николай Федорович, столь же  горячо   и убежденно хлопочет об организации  «народной торгово-промышленной самопомощи», устраивает «Общество издания дешевых и полезных книг», проектирует «Всеславянское музыкальное Коло». доказывает необходимость учреждения. «народного сокольничества» и развития народного шелководства, ремесленного образования и прочее. Всe  это  оказывается  связано  между   собою   единством общей основной идеи. «Голая грамота без науки, как добывать кусок хлеба, да еще для народа чуть ли не полгода обреченного стихийными условиями на бездеятельность, дело пустое и вредное»,— говорить Николай Федорович; здесь очевидна необходимость подсобных промыслов и занятий в виде «ремесел», «шелководства» и т. п. «.Истинная свобода, равенство и братство» только в просвещении «разумным, добрым и вечным», - отсюда необходимость «народного самообразования на гуманных христианских началах» при посредстве «Общества издания дешевых и полезных книжек» для чтения и образования... С другой же стороны, те же «свобода, равенство и братство» немыслимы при материальном недостатке и народной бедности, a то и другое неизбежно растет и увеличивается при отсутствии народных «союзов торгово-промышленной самопомощи»... Сила народная, затем, невозможна без здоровья, а здоровье и оздоровление народа станут возможными только при надлежащей «народной самопомощи в болезнях.». Далее затем, само могущество государственное тесно связано с разумным сознанием народом себя и с надлежащей дисциплинизацией народомъ своей силы, - а отсюда вытекает естественно необходимость содействовать подъему и развитию народной культурности путем самообразования и самовоспитания («Всеславянское музыкальное коло»), а развитию дисциплинизациии народной силы через «.народное сокольство». Наконец, в основании всего обязательна  «самодеятельность», так как унция самопомощи стоит тонны благотворительности», а у нас только последняя и оказывается традиционным государственным и общественным культурно-воспитательным для народа принципом и т. д. Программа, как видите, совсем не чудаческая, но всесторонне продуманная, просвещенно-национальная и чисто государственная, какую дай Бог иметь каждому из управителей и направителей нашей общественной и государственной жизни...

И несомненно, что только в глубоком убеждении, что такая именно программа жизненно необходима для нашего народа и нашего государства, Николай Федорович имеет тот источник живых сил, которые являет он нам своей кипучей, беспрерывной и чисто юношеской деятельностью, для которого как будто не имеется преград ни в возрасте, ни в силах человеческого организма на восьмом десятке лет его существования, о неудачах - же мы не говорим.

И вот теперь, посылая глубокоуважаемому   Николаю  Федоровичу свой и от имени многих гомеопатов привет и noздравление с 25-летием его деятельности на пользу нашей гомеопатии, мы приносим ему свои искренние пожелания здоровья и сил для дальнейшего служения на избранном им добровольно жизненном поприще - русскому народу и обществу на пользу,  а нам гомеопатам также и же и для необходимого назидательного примера!

Из числа многочисленных литературных трудов Николая Федоровича отметим известные нам статьи и брошюры: «К вопросу о народном здоровьи (1884 г.)», «На. общий суд», ответ Киевскому университету на его отзывы о гомеопатии», «Гомеопатия и Государство> (Вест. Гом. Медиц. 1901 г. и отдельное издание). «Об организации самопомощи в болезнях». «Всеславянское музыкальное коло», (С.П.Бургския Ведомости1908, № 211). «0 безусловном вреде прививок» (С.П.Б. Вед. 1907 г. № 313), «Главнейший путь к обеспечению народного благосостояния» (брошюра).— «Союз народной торгово-промышленной самопомощи» (Русское Чтение, 1906 г. № 67; Русское Знамя 1907 г., № 85; Объединение и др.). — «Холера и Гомеопатия» (Вестник, 1909 г. № 1).

"Вестник гомеопатической медицины", 1909 N2 стр 34-37

    Ðåéòèíã@Mail.ru    Rambler's Top100
Первая страница Карта сайта Поиск Отправить письмо Версия для печати
© "Центр гомеопатии" / Гомеопатический Центр здоровья и реабилитации (Москва)
При использовании материалов сайта ссылка обязательна

Первая страница Карта сайта Поиск Отправить письмо Версия для печати