Проективные психодиагностические тесты в гомеопатии
Сообщение на ганемановских чтениях в
Московском гомеопатическом центре 27 октября 1998 г.
А. В. Высочанский.
В последние несколько лет в отечественной гомеопатии началось формирование своеобразного направления, связанного с использованием психодиагностических проективных тестов для исследования психики пациента. Известна роль, которую играет исследование психики пациента для постановки гомеопатического лекарственного диагноза. Это обусловлено той простой истиной, что индивидуальность человека ярче всего проявляется в его психике, а все индивидуальное, необычное, специфичное и характерное как раз и является ключом к лекарственному диагнозу. Неслучайно одним из наиболее интенсивно развивающихся направлений классической гомеопатии является исследование психических симптомов в патогенезах лекарственных средств и их роли в лекарственной диагностике.
Целесообразность использования проективных тестов определяется тем, что содержание психики человека может быть как сознательным, так и бессознательным. Важными характеристиками бессознательных психических процессов являются их значительное влияние на формирование паттернов поведения и развитие патологии, в том числе проявляющейся телесными симптомами (поэтому их важно исследовать), и, вместе с тем, неосознаваемость пациентом их наличия и/или степени их влияния на его жизнь (почему их трудно или невозможно исследовать методами обычного врачебного интервью). Таким образом, исследовать их крайне важно, но столь же и трудно в рамках обычного подхода. Одним из возможных путей преодоления указанного противоречия является использование проективных тестов.
Проективные тесты основаны на известном свойстве человеческой психики воспринимать факты объективной реальности в зависимости от собственного содержания. Таким образом, результаты любого восприятия оказываются обусловленными следами памяти всех прошлых восприятий, происходит своеобразное проецирование собственного содержания психики на внешнюю реальность. Поэтому субъект, оказавшийся в какой-либо ситуации, в своем восприятии преобразует ее сообразно своей индивидуальности, или проектирует особенности своей личности на воспринимаемые объекты. Именно это свойство и используется в проективной психодиагностике. В качестве примера проективного теста можно привести тест Роршаха, позволяющий исследователю формировать суждение о личности пациента на основании того, как этот пациент воспринимает чернильные пятна разных цветов и формы, что он видит в образуемом ими узоре. Важным достоинством проективных тестов является то, что они облегчают демонстрацию таких аспектов внутреннего мира субъекта, которые он часто не в состоянии выразить прямо, и позволяют сориентироваться в сложных свойствах личности, не поддающихся точной оценке.
В отечественной гомеопатической литературе, посвященной проективной психодиагностике, описано использование цветового теста Люшера (А.В. Высочанский, А.М. Бутенин, А.П. Негрецкий, Е.Ю. Филин), теста Сонди (А.М. Бутенин, Е.Ю. Филин), рисуночного теста "Образ болезни" (И.В. Тираспольский).
Я хотел бы обсудить вопрос о том, что именно может дать проективный тест гомеопату, и сделать это на примере рисуночных тестов. В работе с рисуночным тестом можно, как мне представляется, условно выделить три этапа анализа. Во-первых, исследователь может изучить рисунки пациента (без их обсуждения с пациентом) и составить заключение по известному заранее алгоритму и в соответствии с описанными в литературе принципами интерпретации. Уже на этом этапе гомеопат может получить информацию, ценную для лекарственной диагностики. В качестве примера можно привести случай* мужчины 38 лет, страдавшего невротической депрессией и изобразившего человека в соответствующем рисуночном тесте ("Нарисуй человека") с акцентированием пуговиц на одежде и средней линии туловища. Такие особенности рисунка, согласно предложенной автором теста (К. Маховер) интерпретации, могут свидетельствовать об эмоциональной незрелости и инфантильности обследуемого, повышенной склонности подчиняться авторитету, зависимости от матери. Обнаружение таких особенностей пациента позволило обратиться при реперторизации к рубрикам "детскость поведения", "инфантильность поведения", "нерешительность" и с учетом отвращения к фруктам и отсутствия какой бы то ни было другой специфической симптоматики остановить выбор на Baryta carbonica.
Вторым этапом анализа теста может быть привлечение пациента к описанию и интерпретации его рисунков. Здесь для иллюстрации приведу пример девочки 10 лет, страдающей неврозоподобным тиком. По моей просьбе она изобразила собственное лицо в период обострения свойственной ей навязчивости, а затем попыталась определить, какие чувства могло бы выражать это (изображенное ею) лицо, какому состоянию человека оно могло бы соответствовать. Согласно ее интерпретации такое выражение лица могло быть у печального, скорбящего человека, похоронившего кого-либо из родственников. Мать девочки, присутствовавшая при обследовании, спонтанно прокомментировала эти слова сообщением о том, что ее тревожат задаваемые дочерью время от времени вопросы о возможности смерти родителей. Это позволило сделать предположение о ведущей роли такого рода опасений в происхождении неврозопобного тика у пациентки и использовать при реперторизации рубрику "Заболевания вследствие смерти родителей или друзей". В сочетании с характерными для девочки ответственностью, настойчивостью, интровертированностью это позволило остановить выбор на Ignatia.
Наконец, это может быть более интенсивное введение пациента в контакт с его чувствами (и, тем самым, более интенсивное вхождение врача в контакт с чувствами пациента и своими собственными) - разыгрывание рисунков в соответствии, например, с правилами психодрамы. В психодраме пациенту предлагается не столько рассказывать о своих симптомах и обстоятельствах их возникновения в повествовательной форме, сколько изобразить и то, и другое (например с помощью рисунков) по определенным правилам. При этом используется богатый арсенал технических приемов, в частности таких, как дублирование, смена ролей, зеркало. Один из видов дублирования состоит в описании врачом (часто от первого лица, как бы устами пациента) невербальных реакций пациента, которые врач видит в его актуальном поведении. Техника смены ролей предполагает "перевоплощение" пациента в тот или иной объект, изображенный им и показывание от лица этого объекта наиболее характерных его (объекта) проявлений. Техника зеркала позволяет пациенту взглянуть на проблему со стороны, встав на точку зрения объективного наблюдателя. Использование подобных технических приемов помогает пациенту (а тем самым и врачу) лучше осознать происходящее с ним, увидеть не только внешние проявления симптомов но и их внутреннее содержание. В качестве примера можно привести случай молодой женщины, страдавшей мигренью. По моей просьбе она попыталась аллегорически изобразить свою головную боль. Предложенный (и нарисованный) ею образ состоял из черного параллелепипида на белой платформе. Сама она не смогла, тем не менее, определить, что это такое, то есть какой из реально существующих предметов мог бы выглядеть подобным образом. Однако подробное описание физических свойств изображенного параллелепипида (в той мере, в какой она могла их представить по рисунку) и соотношения его размеров с размерами белой платформы навело пациентку на мысль, что это мог бы быть черный гроб на столе, покрытом белой скатертью. В соответствии с теоретическими представлениями психодрамы параллелепипид отражал какую-то часть интрапсихической реальности пациентки, то есть был одушевлен, поэтому адекватным шагом было использование техники смены ролей и предложение пациентке от лица гроба сказать что-то, что может быть важным для него. В этой роли пациентка высказала желание быть окруженной тесным кругом близких, любящих и сочувствующих людей (что может быть ведущей темой таких препаратов, как Baryta carbonica, Calcarea carbonica, Causticum, Magnesia muriatica, Pulsatilla), а затем вспомнила, что подобные чувства она испытывает, когда думает о возможности заболеть раком, любым другим неизлечимым заболеванием, заплакала и с чувством сказала о том, как жалеет саму себя. Симптом "Жалеет саму себя" является практически ключевым для Calcarea carbonica, что в сочетании с вышесказанным, а также потребностью в тепле и выраженной склонностью к полноте при сравнительно тонких костях позволило остановить выбор на этом средстве.
Таким образом, благодаря подобной работе иногда удается получить отдельные указания, ориентирующие относительно группы необходимых средств, иногда получить четкую формулировку значимого для пациента симптома, иногда развернутый паттерн, синдром, совокупность симптомов - основу реперторизации.
Наконец, исследование при помощи проективных методик в ряде случаев позволяет понять связь отдельных аспектов симптоматики, особенно общих симптомов с частными и сделать, тем самым, серьезный шаг к обнаружению совокупности симптомов, которая только и может быть показанием к назначению средства.
* Во всех приведенных примерах назначения были эффективными.