О центреДля пациентовФорумСпециалистамКонсультации
Мир гомеопатииО центреДля пациентовФорумСпециалистамКонсультации
Мир гомеопатии

Открытое письмо к практикующим гомеопатию

В.А. Винников,
выпускник факультета Гомеопатии
Лондонского Королевского Гомеопатического госпиталя,
Действительный член
Королевского Гомеопатического общества Великобритании,
Группа гомеопатов из Одессы, Киева, Кишинева, Кипра.

В последнее время в англоязычной гомеопатической литературе все чаще поднимается вопрос о необходимости принятия Этического Кодекса для гомеопатов. Впрочем, такая же проблема стоит и перед официальной медициной наших стран (СНГ). Впервые о необходимости подобного документа упомянул ещё Б.В. Петровский, а Медицинская газета опубликовала его примерный вариант для обсуждения на Всероссийском Пироговском съезде врачей.
Важность разработки и принятия Этического Кодекса для врачей-гомеопатов обосновывает д-р Moskowitz в журнале Американского института Гомеопатии (т.86, №4). Его статья и легла в основу этого письма, которое, возможно даст повод для проведения широкого обсуждения будущего Кодекса Гомеопатической Этики.
    Самая Фундаментальная проблема современной медицинской Этики состоит в том, чтобы охрана здоровья стала правом человека, а не привилегией ограниченного круга лиц, которые в состоянии себе это позволить.
    Д.Вич.
Каждый из нас, изучая труды великих гомеопатов прошлого, невольно ощущает некий трепет, а вместе с тем и гордость, осознавая факт собственной принадлежности к этой гильдии "святых" учителей. Все они посвятили свою жизнь становлению гомеопатии как науки. Всматриваясь в прошлое, в историю ее развития, трудно не восхититься этим бескорыстным самопожертвованием во имя Истинной Медицины, невозможно не изумляться тому , как же все-таки она смогла выжить в веках.
Сегодня, благодаря росту интереса населения страны к "традиционным методам терапии" и в связи с падением популярности хоть и высокотехнологичной, но не лишенной риска ортодоксальной медицины, Гомеопатия, как птица Феникс, возрождается из собственного пепла. В последние годы большое количество врачей получили начальное гомеопатическое образование, пройдя первичную подготовку на самых различных курсах. Столь значительный рост числа врачей-гомеопатов в нашей стране со всей очевидностью обнажил некоторые очень важные социальные и этические вопросы, острота которых до недавнего времени просто замалчивалась, а в более отдаленный период истории, когда Гомеопатия существовала чуть ли на нелегальном положении, эти проблемы носили совершенно иную смысловую нагрузку.
В настоящее время среди наиболее важных проблем следует отметить следующие:
  1. Рекламирование и распространение шаблонных гомеопатических препаратов-комплексов, включающих в свой состав порой несовместимые ингредиенты для лечения, например, гипервозбудимости у детей, климактерических расстройств у женщин и т.д.
    При этом используется малопонятный, но приятный на слух "сленг", чем вводятся в заблуждение как больные, так и контролирующие органы. Заинтересованные же фирмы и распространители этих "лекарственных средств" ссылаются на их мнимую безопасность и эффективность.
  2. Внедрение в практику различных, порой нелегальных и не разрешенных к применению устройств для электродиагностики и лечения болезней. Нередко это оборудование используется неспециалистами и лицами со "слабой" подготовкой в этой области медицины. Довольно часто можно встретить такие ситуации, когда лечение проводится без соответствующего сбора анамнеза, когда клиническая ситуация остается довольно неясной.
  3. Некорректное, а порой даже оскорбительное отношение представителей официальной медицины к врачам-гомеопатам, приводящее иногда просто к несоблюдению своего долга перед пациентами, игнорированию святых законов медицины, обязательных для приверженцев любой лечебной философии. В подобных обстоятельствах всем врачам, практикующим гомеопатию, не остается ничего иного, как просто выживать в условиях всего того, что творит живучий медицинский ортодоксальный консерватизм.
Вот такие строки можно прочесть в книге д.м.н. профессора Н.В. Эльштейна "Диалог о медицине": "О гомеопатах. Двойственную позицию, занимаемую по отношению к ним, понять трудно… С одной стороны выпущенная монография Д.А. Когана, весьма убедительно показывающая ненаучность гомеопатических методов лечения. Добавим к этому, что гомеопат выступает в роли медика-универсала, а это на фоне достижений точных наук и специализации само по себе должно было бы насторожить. С другой стороны, в Москве издана брошюра гомеопата С.А. Мухина о лечении болезней сердца, в которой , например, при сердечных болях сжимающего характера, автор рекомендует Рус, наперстянку, азотнокислое серебро, Ипекакуану, чернила каракатицы, а при сердечной недостаточности, отеках нижних конечностей, расширении и воспалении вен - древесный уголь!?
При функциональных расстройствах нервной системы гомеопаты могут помочь: к ним нелегко попасть, за лечение надо платить, больному они уделяют действительно, много времени. Но вообще-то речь идет нет о лекарственном воздействии. Механизм тот же, что и при массаже четвертого позвонка…"
 
О подобной сложившейся ситуации можно лишь сказать словами И. Гете:
"Нет ничего страшнее деятельного невежества!"
1.
Целью данной статьи является определение этических норм и правил поведения врача-гомеопата по отношению к пациентам, к коллегам, к обучающимся этой дисциплине и к остальной части населения, в той или иной степени заинтересованной в разрешении медицинских проблем.
Просматривая самые различные кодексы медицинской этики, можно убедиться в том, что они во многом схожи, их основные положения о Морали, о поведении медработников практически не изменились с древних времен. Вот, к примеру, выдержка из Клятвы Гиппократа, звучавшей из уст юных эскулапов Древней Греции:
"В какой бы дом Я не вошел, Я обязательно помогу больному человеку, воздерживаясь от намеренно неправильных действий и зла, особенно от нанесения оскорблений человеческому телу, мужскому или женскому, свободному в своих движениях или прикованному к постели. И чтобы Я не услышал или не увидел по роду своей профессии, что нельзя было бы передать другому, Я никогда не разглашу, храня их как священные секреты."
Уже к V веку до нашей эры в этих словах , ценность которых неоспорима и в наши дни, медицинской профессии приписывалась как юридическая, так и моральная ответственность за те или иные стороны ее деятельности.
  1. Присущая всем целителям сила воздействия на организм больного налагает на них определенные обязательства: не причинять больным вреда и не глумиться над ними. По идее это не требует принесения присяги или клятвенных обещаний, однако, порой мы идем на это, т.к. ничто человеческое нам не чуждо.
  2. Необходимость больному ощущать себя в достаточной безопасности и атмосфере доверительности. Это дает нам привилегии проникать во внутренний мир больного, что в свою очередь требует соблюдения конфиденциальности и благоразумия.
Со временем, как историческая основа, так и специфика формулировок этих текстов принимали самые различные интерпретации. Клятва Гиппократа - классический обряд вступления в недоступное для других сообщество, которое склонно к самоувековечению и ревностно охраняет свою "торговую марку". Членство в этом сообществе передавалось от отца к сыну, от мастера к ученику в соответствии с законами, истинность которых не подвергалась сомнению.
"Я клянусь Аполлоном, что выполню эту клятву и договор: признавать моего учителя в этом искусстве наравне с моими родителями, делиться с ним средствами к существованию, признавать членов его семьи как родных, обучать их искусству без всякой оплаты и оговорок, если они того пожелают; обучать этой профессии моих сыновей, сыновей моего учителя и, по соглашению, учеников, принявших врачебную клятву, но никого другого более. Если Я буду верен ей, то пусть у меня будет благополучное будущее и признание всеми людьми моей жизни и моего искусства. Но, если Я нарушу ее, то пусть меня минет этот жребий".
Несмотря на то, что основные моменты этой древней формы "кланового" мышления весьма подходят для медицинской профессии нашего дня, все же основное содержание Клятвы не отвечает современным требованиям свободной профессии и открытого, демократического общества.
Существуют и более яркие примеры трансформации вопросов медицинской этики в "угоду" узкопрофильных медицинских интересов. Этот факт объясняется широким внедрением технических средств для поддержания жизнедеятельности человеческого организма, который порой не способен принять важные решения в отношении самого себя.
Формулировка Этического Кодекса для врачей-гомеопатов проблематична по следующим причинам:
  • во-первых, профессия гомеопата еще не выделена как отдельная дисциплина, признанная законом и характеризующаяся едиными стандартами в плане обучения и практической деятельности, хотя в этом направлении много делается.
    Гомеотерапией в настоящее время занимаются люди самых различных специальностей, включая врачей, медсестер, домохозяек, иглорефлексотерапевтов, "фоллистов", натуропатов, хиропрактиков и остеопатов, каждый из которых , занимаясь частной практикой, выполняет свою работу в соответствии со своим мировозрением и лицензионными возможностями. В подобных условиях трудно представить себе полноценный текст Кодекса, который был бы выдержан по содержанию, но обладал бы достаточной "гибкостью" для того, чтобы отвечать столь широкому спектру условий.
  • во-вторых, - а это еще более важно, - отсутствие согласия в рядах гомеопатов в определении сущности этой дисциплины.
    За прошедшие два века после первых экспериментов Ганемана гомеопатия безудержно пополнялась самыми различными теориями, положениями и методиками. Многие из "нововведений" не выдержали испытаний на практике, часть же из них, порой весьма противоречивых, все еще существует, привнося этим раскол в среде сторонников гомеотерапии.. Впрочем, следует признать, что Гомеопатия, как "ставшая на ноги" форма биоэнергетической терапии, развивается столь мощно и неудержимо, что было бы просто ошибкой даже попытаться определить в полной мере ее сущность и содержание.
  • в-третьих, проблема состоит в том, что Гомеопатия, согласуясь с юридическими нормами и требованиями медицинской науки и других областей знаний, имеет дело с индивидуумом, а это определяет необычность ситуации. Ее нормы и положения должны в достаточной степени отражать неисчислимое многообразие человеческих конституций.
Первые ростки демократизации общества в наших странах ознаменовались появлением предпринимательской деятельности в области медицины. А это, несомненно, приводит к изменению понятия Морали и Этики. Как т в развитых капиталистических странах, эти понятия, со временем, будут восприниматься как глубоко индивидуальные сущности. Общие принципы, подходы и запреты, столь характерные для недавнего прошлого, и все еще существующие в настоящем, отойдут на второй план, отдав приоритеты специфическим, четко сформулированным нормам поведения. Именно поэтому, прежде всего, следует задаться вопросом о необходимости Разработки Кодекса, о том, сможем ли мы соблюдать его положения. Ведь если разобраться, то подобное стремление к саморуководству является ничем иным, как стремлением к некоей целостности, защищенности, это своего рода призыв к консолидации. История учит: всякое руководство - явление долгоживущее. И все же нам нужен Гомеопатический Кодекс, прежде всего для объединения наших рядов, для того, чтобы узаконить нашу профессию, которая по сути своей еще не существует "де юре". Этот кодекс даст нам возможность разрешить имеющиеся противоречия с другими медицинскими дисциплинами, убедиться в том, что у нас есть нечто общее - Философия Лечения, предметом изучения которой является пациент-индивидуум. Этот кодекс позволит обнажить в полной мере характер взаимоотношений "целитель - больной", в чем современная медицина нуждается в первую очередь.
Первые ростки подобной Философии можно увидеть в трудах Парацельса, появившихся на свет еще за три столетия до Ганемана:
  • искусство излечения исходит из самой Природы, а не от врача….;
  • каждое заболевание имеет врача в самом себе…;
  • человек не смог бы родиться живым и здоровым, если бы уже в нем самом не находился целитель…;
Подобные утверждения приводят к следующим выводам:
  1. Излечение предполагает "целостность".
    Излечение как Разумный ответ всего организма на стрессовый фактор означает полноту ответных реакций организма, проявление глубочайшей интеграции всех его систем.
  2. Полное излечение есть самоизлечение.
    Как естественная часть жизнедеятельности организма Спонтанное Излечение происходит постоянно, а смысл деятельности врача состоит лишь в том, чтобы ассистировать естественному ходу событий, ни в коем случае не заменяя его.
  3. Излечение - категория , присущая индивидуальности.
    Пусть и не столь ярко, но практически всегда, процесс излечения касается только одного индивидуума, в какой бы степени тяжести он не был. Вот почему этот процесс можно назвать Искусством, а все попытки низведения его до понятия "технологии" или "процедуры", пусть и находящейся на т.н. научной основе, обречены на неудачу. Действительно, несмотря на всё возрастающую способность современных врачей в постановке диагноза, они никак не могут до конца осознать тот факт, что диагноз сам по себе помогает лишь в понимании тех или иных патологических процессов, происходящих в больном организме, но совсем не обязательно обучают нас искусству излечения. Германский философ Иммануил Кант напоминает нам об ограниченных возможностях медицины в постановке диагноза: "Врачи считают, что что-то делают для вас, определяя у вас то, что является болезнью".
Именно Гомеопатии принадлежит приоритет в объединении холистических взглядов в стройную философскую систему, в которой Болезнь и Здоровье рассматриваются как естественные жизненные процессы, выраженность которых может быть оценена и учтена самим пациентом.
На основании вышеизложенного можно сказать, что Этический Кодекс Гомеопатии, как, впрочем, и всех других медицинских специальностей, должен основываться на наших взаимоотношениях с пациентами вне зависимости от того, какие методы терапии в интересах больного мы выбираем.
Поскольку мы хотим юридического признания своей профессии, поскольку хотим занять ведущие позиции в системе государственного здравоохранения, нам и нашим пациентам следует твердо уяснить, как мы собираемся действовать? Какими критериями нам следует руководствоваться в своей деятельности?

Продолжение

    Ðåéòèíã@Mail.ru    Rambler's Top100
Первая страница Карта сайта Поиск Отправить письмо Версия для печати
© "Центр гомеопатии" / Гомеопатический Центр здоровья и реабилитации (Москва)
При использовании материалов сайта ссылка обязательна

Первая страница Карта сайта Поиск Отправить письмо Версия для печати