О центреДля пациентовФорумСпециалистамКонсультации
Мир гомеопатииО центреДля пациентовФорумСпециалистамКонсультации
Мир гомеопатии

Открытое письмо к практикующим гомеопатию.

В.А. Винников,
выпускник факультета Гомеопатии
Лондонского Королевского Гомеопатического госпиталя,
Действительный член
Королевского Гомеопатического общества Великобритании,
Группа гомеопатов из Одессы, Киева, Кишинева, Кипра.

(Окончание)
3.

Коротко о важном: болезненные процедуры, принятие решения, обязанность исполнения.

В упомянутых ранее Кодексах имеет место различное толкование обязательности соблюдения стандартов в терапии. Чаще всего это можно объяснить историческими путями формирования организаций, следующих своим этическим нормам. Так в итоговом документе Женевской Декларации от 1928 года представлена современная версия Клятвы Гиппократа, в значительной степени отвечающая мировоззрению нынешнего эскулапа. Однако, этот документ выполняет лишь дополняющую роль к Кодексам стран - участниц Всемирной Медицинской Ассоциации. Она не предполагает обязательного соблюдения этих положений, оставляя форму их соблюдения на усмотрение каждой из сторон. В свою очередь Кодекс АМА (Американской Медицинской Ассоциации), являющейся политическим органом, по всей вероятности, смой мощной медицинской организации на планете, полон торжественных изречений морального плана и псевдоюридических процедур, хотя на практике их нарушений значительно больше, чем указывает официальная статистика.

Из газеты Science News от 01.1979 года: "Подкомиссия США заявила, что в 1974 году 2.4 миллиона человек были оперированы без необходимости. Стоимость этих операций составила 4 млрд. долларов, и в результате их умерло 11900 человек. АМА эти данные опротестовала, но повторное обследование показало, что в 1977 году было сделано 2 млн. ненужных операций, обошлись они в 4 млрд. долларов и скончалось из-за них 10 000 человек.
В "Комсомольской правде" от 12.02.00 приведены данные американских ученых, выполнивших анализ 33 000 000 (33 млн.) историй болезней, целью которого было изучение причин смерти пациентов за последние 40 лет. "Особое внимание уделялось смерти в результате побочного действия лекарств, полученных больными строго по рецептам. Выяснилось, что из этого числа за год умирали около 2 млн. .человек. Причиной почти 110 тысяч из них стало побочное действие лекарств, что по смертности уступает только болезням сердца, раку и инсульту. За этот же период выявлено 2 млн. случаев тяжелых осложнений вследствие тяжелых осложнений вследствие побочного токсического действия медикаментов".
 
С Гомеопатической точки зрения Кодекс ССГД является "первой ласточкой", которой более или менее полно освещает эти вопросы, однако, его авторы довольно тщательно избегают вопросов о дисциплинарных взысканиях, оставляя решение этой проблемы на совести практического врача. В Кодексе Британского Гомеопатического Общества указаны единые и довольно жесткие требования к обучению врачей в период их работы, однако на практике оно играет роль "благородного и справедливого судьи", предпочитая дисциплинарным взысканиям "процесс переговоров".
Раньше или позже, но в наших странах Гомеопатия станет нуждаться в формировании неких узаконенных стандартов. Их эффективность предполагает спонтанное, пусть и формальное соглашение между ее членами в их соблюдении. Однако следует задаться вопросом: "Как? Каким образом? При каких обстоятельствах?". Гомеопатия, по сути своей, являясь медициной, ориентированной на индивидуума, способна предложить несколько иные варианты в решении этих проблем.
Наиболее неэтичной стороной американской системы здравоохранения, как, впрочем, и медицины сегодняшнего дня в наших странах, является ее обезоруживающее влияние на пациента, который ощущает себя одиноким и беззащитным. Он испытывает перед ней непреодолимый страх, он не имеет возможности ее эффективного контроля, у него нет никаких шансов справиться с ней. Единственное, что ему остается, это "осторожно ступать по указанному пути" или пытаться возмущаться, если ему уже нанесен вред. Так называемый "кризис недоверия" - это проявление возмущения пациентов за свою беспомощность. Первые "ростки" такого "бунта" имеют место между врачами и пациентами на всех уровнях. Гомеопатия же, как яркий представитель холистической медицины, имеет в этом плане уникальные возможности и предлагает оптимальную модель взаимоотношений "врач - больной", которая не подводит ее уже два столетия.
Причиной успеха любого Кодекса является степень приверженности профессии ее членов. Если это факт будет осознан практическим врачом, то большинство этических норм и правил будут соблюдаться без каких-либо формальностей, без специального принуждения. Наша вера в то, что это возможно заключается в том, что на всех этапах взаимоотношений, от сбора анамнеза до формулировки положений Кодекса, активное участие должны принимать сами больные. Гомеопатам чрезвычайно важно понять, каковы у них были проблемы с пациентами, каковы они сейчас. Впрочем, и системе государственного здравоохранения следует понять, что населению следует доверять в оценке того, что ему хорошо, а что плохо.

В журнале "Вопросы философии" этого года представлена статья американского философа Д. Вича, который попытался представить в схематическом плане модели взаимоотношений врача и пациента. Помимо модели технического типа, где "центр тяжести" лечебного процесса определяется технической оснащенностью больницы, а врач представлен ученым -энциклопедистом , и модели сакрального типа, где врач низведен до уровня "обслуживающего персонала" , автор с явным предпочтением описывает другие формы этих взаимоотношений. Самой идеальной в современных условиях он назвал Модель контрактного типа, где социальные отношения определяются контрактом или соглашением без придания этим понятиям юридического смысла. "Это скорее … традиционный или брачный обет". В нем две группы людей действуют на основе взаимных обязательств и ожидания взаимных выгод. Ее основой является доверие, однако полной взаимности интересов не существует. Далее автор утверждает, что "лишь в модели контрактного типа может существовать подлинное разделение морального авторитета и ответственности. Она позволяет избежать отказа от морали со стороны врача, что характерно для модели сакрального типа". Затем он упоминает об "утопической", по его мнению Модели "коллегиального типа", предусматривающей концепцию "Врач - это "друг" больного!" Автор сам признает тот факт, что здесь решающую роль играет взаимное доверие. "Когда два человека или две группы людей действительно отстаивают общие цели, их доверие оправдано… Здесь налицо равенство и в достоинстве, и в уважении ,и в мере содействия, что не присуще ни одной из ранее упомянутых моделей". Однако, - продолжает он -в нашей жизни не может существовать реальная почва для глубокого взаимодействия, для общих целей и общих интересов.. А, посему ,по его мнению, "коллегиальная модель" взаимоотношений "врач - больной" - это пустая мечта.
Однако, хочется возразить, как жаль, что доктор Вич не знаком с элементарными законами Гомеопатии, одним из условий деятельности которой считаются как полное доверие врача и больного, так и коллегиальный подход к выбору тактики проводимой терапии.
При неудовлетворенности пациента, как, впрочем, и врача, все притязания могут быть направлены на рассмотрение в специальные отделы органов здравоохранения, которые контролируют соблюдение медработниками этических норм и правил. Членами этих отделов должны быть представители обеих заинтересованных сторон. При необходимости подобную функцию могут выполнять социальные работники, духовные лица и т.д. Придание этим комитетам таких посреднических функций позволит разрешить многие существующие конфликты. Подобный опыт уже существует в некоторых странах. При невозможности разрешения проблемы на этом уровне любая заинтересованная сторона могла бы обратиться в специализированный Этический Комитет со столь же широким представительством, целью деятельности которого было бы объективное разрешение споров. Дисциплинарная или какая-либо еще юридически узаконенная деятельность сохранилась бы за судебными инстанциями или специально выбранным региональным правлением.
Подобные механизмы взаимоотношений способны работать лишь в том случае, когда гомепаты, пациенты и другие члены общества сохранят полное доверие друг к другу с целью выполнения совместной работы и мирного разрешения проблем. Естественно, что они не рассчитаны на подмену каких-либо юридически обоснованных действий в отношении халатных работников, или лиц явно преступивших закон. Однако, со временем, они могут стать тем неюридическим "третейским" судьей, который позволит бесконфликтно разрешать большинство насущных проблем. Подспорьем этому было бы участие в деятельности этих комитетов представителей широкой общественности.
При повсеместном постепенном внедрении модели коллегиального типа Гомеопатия имела бы значительные преимущества, т.к. от нее не требуется постоянного подтверждения своей лояльности, необходимости моральной оценки лечения (если вопрос не идет о полипрагматической "гомеопатии"), тогда как в ортодоксальной медицине решение этого вопроса отдано на откуп технике. Гомеопатия доступна для открытого спора и экспериментов.
Короче говоря, роль Гомеопатического Комитета по Этике должна состоять не в том, чтобы объяснять сущность гомеопатического метода лечения, чтобы выискивать преимущества того или иного метода лечения. Его цель - формирование достойных отношений с нашими пациентами и с обществом в целом. В таких условиях Гомеопатия способна привнести очень много ценного всем медицинским специальностям, которые в настоящее время в этом чрезвычайно нуждаются.

В.А. Винников,
выпускник факультета Гомеопатии
Лондонского Королевского Гомеопатического госпиталя,
Действительный член Королевского Гомеопатического общества Великобритании,
Группа гомеопатов из Одессы, Киева, Кишинева, Кипра.

От редакции сайта.

В целом редакция поддерживает данное обращение.
Хотелось бы уточнить некоторые позиции. Возможно, есть смысл выделить разные аспекты проблемы
  1. взаимоотношения с пациентами
  2. внутриколлегиальные ("цеховые") взаимоотношения
  3. взаимоотношения с представителями академической медицины (т.н. "аллопатами")
  4. взаимоотношения с государственными структурами
Каждое направление требует разработки собственных правил, и если взаимоотношения с пациентами для любого врача любой специальности и любого направления универсальны и этика данных взаимоотношений формулировалась многократно в разные времена, (см. "Афоризмы Гуфеланда") то остальные 3 направления в разные времена и в разных условиях будут различаться.
Помимо этого серьезный кодекс, носящий не декларативный, а практический характер может базироваться лишь на реальных критериях эффективности гомеопатического лечения, то есть на совершенно недвусмысленных формулировках возможностей метода, определении сроков лечения в частных случаях, критериях отслеживания результата, направлений излечения (то есть формализация и унификация закона Геринга) и пр. Это громадная и сложная работа, требующая тонкого понимания метода и вместе с тем глубокого знания базовых медицинских дисциплин. На сегодняшний день подобное обобщение нам не представляется реальным. Реально ли оно вообще, то есть, возможна ли та или иная формализация в гомеопатии? По-видимому, да, но лишь в определенной степени. С одной стороны, это необходимо для повышения ответственности врачей гомеопатов перед пациентами, с другой - это может оказаться опасным в руках недобросовестных и некомпетентных. Итого, нужно ли это? Это серьезный вопрос.

Начало

    Ðåéòèíã@Mail.ru    Rambler's Top100
Первая страница Карта сайта Поиск Отправить письмо Версия для печати
© "Центр гомеопатии" / Гомеопатический Центр здоровья и реабилитации (Москва)
При использовании материалов сайта ссылка обязательна

Первая страница Карта сайта Поиск Отправить письмо Версия для печати