Специалистам / журнал / общая гомеопатия / дискуссионные материалы / Интервью и письмо Дж. Витулкаса / Письмо Джорджа Витулкаса - 2 ФАНТАЗИЯ ИЛИ ВООБРАЖЕНИЕВ последнее время вошла в моду очень старая идея из практики травной медицины, - идея из доктрины признаков , - что определённые качества растения или минерала можно также найти в симптоматологии пациента. Некоторые авторы, последним из которых является д-р Туэнтимэн из Англии, много пишут об этих признаках, но и другие авторы и учителя, включая Кента или меня самого, время от времени указывали на такое сходство: например, что пациенты типа Pulsatilla уступчивы и переменчивы, как растение, которое легко поддаётся ветрам и наклоняется по направлению ветра, или что у Lachesis дрожит язык, как у змеи. Такие сравнения делались время от времени, чтобы облегчить студенту запоминание определённых симптомов. Ни при каких обстоятельствах не следует обобщать эту идею, как это произошло с некоторыми учителями, которые создали целую новую теорию о нашей materia medica, согласно которой в каждом случае гомеопат может посмотреть, не выглядит ли пациент, как какое-нибудь растение, животное или минерал, и соответственно выбрать препарат, а если у пациента есть качества соответствующего препарата (все воображаемые, они никогда не бывают объективны), то пациенту следует дать какой-нибудь препарат только из этого семейства!
Эти бессмысленные идеи приняли всерьёз некоторые гомеопаты, которые пытались увидеть сходство поведения пациента с каким-нибудь минералом, растением или нозодом. Идея зашла так далеко, что учителя описывают случай, когда пациент выглядел, как орёл, и практический врач взял перо орла, потенцировал его, и оно быстро излечило пациента!
Такую предельную чушь начали практиковать некоторые ученики-новички, которые иногда сообщали о результатах, не осознавая, что поскольку у всех есть больные с эффектом плацебо, то "результаты" легко получить и сообщить о них даже с помощью совершенно постороннего препарата или вообще без препарата.
Но это был ещё не весь вред. Учителя, которые в своей частной практике находили препарат с помощью одного-двух ключевых признаков, рассказывали впоследствии соответствующий случай на семинаре, сообщая ошарашенным студентам, что нашли препарат потому, что пациент был похож на какое-нибудь животное, например, как собака, или у него были качества собаки, и потому было назначено собачье молоко с великолепными результатами! Так среди студентов возникла мода смотреть, на что похож пациент: на какое-нибудь растение, животное, минерал или бактерию (в последнем случае назначается нозод!).
Все серьёзные работники здравоохранения, особенно лица, занимающие ответственные посты, чувствуют, как у них волосы встают дыбом от таких историй. К сожалению, люди, наделённые властью, отождествляют всякого, кто говорит, что занимается гомеопатией, с такой чепухой, и часто приходится извиняться перед ними и давать объяснения. Идея признаков дала свободу тем учителям, которые вместо того, чтобы учить реальной materia medica для описания качеств растения или минерала, используют для описания качеств препарата только своё воображение, отделываясь поверхностным описанием поведения растения, животного или минерала. Так была создана полная путаница в умах учеников, которые больше не знали, по каким симптомам делать назначения.
НОВЫЕ ПРЕПАРАТЫ ИЗ НОВЫХ ИСПЫТАНИЙ
НЕКОТОРЫЕ ПРАВИЛА ИСПЫТАНИЙИстина в том, что такие препараты следует испытывать правильно, и у нас есть точные правила, как это правильно делать. Я очень кратко поясню здесь, что имею в виду:
Современные гомеопаты утверждают, что препарат высокого разведения и потенции вызовет у большинства испытателей множество симптомов! Эта точка зрения неверна и не соответствует информации, которую даёт Ганеман в своём "Органоне врачебного искусства". В афоризме №32 "Органона" Ганеман говорит, что для получения симптомов при испытании требуется "достаточно большая" доза. Он имеет в виду материальные (гипотоксичные) дозы, а не высокопотенцированные дозы препаратов в высоких разведениях. Эти дозы могут быть для разных людей разными. Все побочные эффекты аллопатических химических лекарств есть не что иное, как "испытания" в гомеопатическом смысле. Таким образом, если мы хотим определить момент, когда у человека появляются симптомы, необходимо следовать точному методу исследования. Для того чтобы установить конкретную симптоматологию, которую может вызвать какое-нибудь вещество в человеческом организме, необходимо следовать определённым правилам:
То, что это верно, мы знаем и из другого источника - из повседневной гомеопатической практики: если дать пациенту неправильный препарат в высокой потенции, то в большинстве случаев вообще не будет никакого эффекта. Это фундаментальный факт о высоких потенциях, который с самого начала становится известен даже новичкам. Я думаю, что если не будут проводиться такие эксперименты, то вопрос об испытаниях, особенно высоких потенций, навсегда останется в тени сомнений, а гомеопатия - на задворках науки.
Относительно критики Схолтена я могу сказать ещё несколько вещей:
Однако если вы хотите, чтобы я согласился с тем, что посредством одного только воображения можно построить симптоматологию препарата или что кто-нибудь способен увидеть симптоматологию препарата посредством интуиции, а также с тем, чтобы затем включать эту воображаемую симптоматологию в массив гомеопатической информации как нечто достоверное, у меня определённо возникнет проблема.
Если бы кто-нибудь честно заявил, что "эти картины являются продуктом моего воображения", то каждый мог бы легко решить для себя, хочет он их использовать или нет. Однако если такая работа подаётся как результат "группового анализа" , создающего впечатление научной работы, то я выдвину возражения. У меня возникает проблема, когда такая информация подаётся как прогресс науки гомеопатии и включается в основной корпус гомеопатической информации, который состоит из репертория и Materia Medica. У меня есть по меньшей мере десяток случаев Calcarea fluorica, ни один из которых не подходит под описание Яна. Что я должен думать?!
Как воображение такого рода согласуется с методом лечения, который претендует на то, чтобы быть самым научным изо всех, единственным, где есть законы и принципы, и единственным, инструмент которого, т.е. препараты, был действительно испытан на людях? Однако я приведу ещё один пример просто для того, чтобы показать, какую путаницу может вызвать воображение такого типа.
Ян пишет о Baryta sulphurica: "Они чувствуют себя очень незащищёнными и в своих отношениях. Они выбирают очень зависимое поведение. Они чувствуют, что не могут оказать никакого влияния на свои отношения и на своего партнёра. Они чувствуют, что находятся во власти партнёра."
Кент пишет о том же препарате в своих "Малых произведениях": "Желает вещей, которые не являются необходимыми, и вскоре откладывает их в сторону. Она очень критична. Отвращение к компании. Подозрительна и боится разговора". По существу, эти две описания очень различны, если не диаметрально противоположны. Кому должен верить ученик и почему?
Однако наибольшая проблема, с которой столкнётся новичок в гомеопатии, такова: как можно распознать эти темы, когда пациент сидит передо мной, ведь эти темы так общи, так похожи одна на другую и описывают повседневные ситуации, в которые при определённых обстоятельствах попадает каждый?! - Такое состояние можно распознать в любом пациенте. Причина проста. Ян считает качества личности человека симптомами препарата. Кроме того, он считает, что каждый переживает определённые ситуации (горе в связи в потерей любимого человека, ребёнка, матери, отца, огорчение на эмоциональном или сексуальном уровне и т.д.) в соответствии со своей патологией. Однако эти реакции универсальны. Характеристики личности нельзя изменить, они характеризуют человека с момента рождения. Только патология характеристик личности может проявляться в виде симптомов, которые затем можно изменить посредством simillimum. Но опять же, что такое патология? Где она начинается? Что такое норма? Обсуждался ли когда-нибудь этот вопрос? Было ли всё это ясно тем, кто учит? Я не собираюсь сейчас читать лекцию, я хочу только сформулировать в двух словах свои главные возражения против таких методов.
Теперь я хочу перейти к "сообщениям об излечении". Мой опыт показывает, что состояние психически больных людей развивается после приёма правильного препарата совершенно не так, как описано в случаях Яна. То, что я говорю здесь, преподаётся на живых примерах в рамках четырёхгодичного курса в Международной академии.
Ян говорит, что я не прочитал его книгу. На самом деле я прочитал, и не только его книгу, но и книги Джереми и Раджана и всевозможные другие статьи, неправильно представляющие классическую гомеопатию. Я не хочу задеть ничьих чувств написанием критических замечаний о таких книгах, но если меня поставят перед такой необходимостью, я найду время это сделать.
Возвращаясь к Яну: очевидно, что он использовал идею "сущностей", которую я изложил 20 лет назад. Однако разница велика. Я начал формулировать сущности на основе имеющейся симптоматологии materia medica в сочетании с реакциями пациентов. Это был длительный процесс, основанный на приёме сотен больных и осознании общего знаменателя их патологии. Ян хочет сформулировать сущности до того, как увидит хотя бы одного такого больного, и не имея ни малейшего представления о симптоматологии, полученной в испытаниях, пользуясь исключительно своим воображением! Фактически, он поощряет своих читателей "свободно пользоваться своим воображением для того, чтобы прийти к значащей теме, описывающей центральное состояние некоторых неисследованных комбинированных препаратов" и продолжает: "Метод группового анализа позволяет думать о гомеопатии на абстрактном и даже метафизическом уровне. Это позволяет нам более или менее предсказывать картину совершенно неизвестного препарата". Наименьшее, что я могу сказать об этих замечаниях, - следующее: мы не хотим, чтобы гомеопатия постепенно деградировала до уровня воображаемых препаратов и исцеления посредством воображения! Вы будете лечить пациентов в аллопатической клинике такими воображаемыми препаратами? Если кто-нибудь утверждает, что такие препараты всё же помогают некоторые пациентам, я скажу, что молитвы, йога, позитивное мышление и т.д. и т.д. также помогают пациентам. Но в любом случае нет необходимости давать реальный препарат при мелких недомоганиях.
35 лет назад, когда я боролся против одновременного назначения нескольких препаратов, - формы гомеопатии, которую в то время практиковало большинство гомеопатов во всём мире, - были такие же вопли и даже угрозы с требованием исключить меня из ЛИГИ и утверждениями, что одновременное назначение нескольких препаратов очень эффективно и является на самом деле современным способом практиковать гомеопатию. Кристиан Буарон в одном письме написал мне: "Мы продвигаем... современную гомеопатию"! - Вопли тогда были хуже, чем сегодняшние, но постепенно гомеопаты поняли важность того, что я говорил, и в массе своей обратились к классической гомеопатии. И последнее: свобода не означает анархии и хаоса, не означает нарушения законов и принципов, она означает признание и понимание их, а затем работу в гармонии с ними.
Я готов обсудить любую из упомянутых выше идей в дискуссии за круглым столом в любое время, в любом месте, но молчать на этом критическом для гомеопатии этапе будет равнозначно отказу от 40 лет борьбы за то, чтобы приблизить гомеопатию к врачам и медицинским властям. Я хочу снова извиниться, если кого-то задели мои замечания, так как все они были мои учениками, и позвольте мне заверить их, что с личной точки зрения я их очень люблю.
|
© "Центр гомеопатии" / Гомеопатический Центр здоровья и реабилитации (Москва) При использовании материалов сайта ссылка обязательна |