О центреДля пациентовФорумСпециалистамКонсультации
Мир гомеопатииО центреДля пациентовФорумСпециалистамКонсультации
Мир гомеопатии

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
по циклу тематического усовершенствования
"Основные принципы и методология гомеопатии".

Цель: Приобретение теоретических знаний и практических навыков
для использования метода гомеопатической терапии в диагностике, профилактике и лечении заболеваний внутренних органов.
Категория слушателей: врачи
Срок обучения: 216 ч.
Режим занятий : 6 учебных часов в день.

Расчет часов учебного времени по видам занятий.

Наименование разделов и дисциплин Всего,
Час.
В том числе Форма контроля
Лекций Практ.
занятий
1. Гомеопатическая терапия как система знаний 15 3 - Зачет
2. Теоретические основы гомеопатической терапии 12 2 - Зачет
3. Гомеопатические лекарства и их картины действия. 33 7 2 Зачет
4. Различные пути выбора лекарств 33 7 2 Зачет
5. Реперториумы - справочники симптомов, виды реперториумов, техника работы с ними. 30 6 2 Зачет
6. Техники подбора препаратов. 27 7 1 Зачет
7. Гомеопатическая концепция развития патологического процесса 24 6 1 Зачет
8. Materia Medica 30 6 2 Зачет
9. Подготовка к экзаменам 6 - 1  
10. Итоговый контроль 6 - 1 Экзамен

В В Е Д Е Н И Е

Нынешнее поколение врачей может чувствовать себя счастливым, потому что как никогда прежде, оно обладает большими возможностями в диагностике и в лечении заболеваний. Естественнонаучные исследования увенчались успехом во многих областях. Усовершенствованы диагностика и неотложная терапия, расширились возможности хирургии и протезирования. Психосоматическая медицина начинает раскрывать взаимосвязь психических и соматических нарушений. Несмотря на это, в повседневной работе с больными мы испытываем трудности. Растет число хронических болезней. Нам все чаще приходится размышлять о пользе и вреде лечения. Как врачи и больные могут избежать опасности лекарственных осложнений, о которых плохо знают изготовители препаратов? Мы не только переживаем угрозу нарушения естественной среды, но с тревогой наблюдаем влияние этого процесса на внутреннюю среду организма. На человека отрицательно влияют не только вредные вещества, содержащиеся в воздухе, пище, но и лекарства. Ярким доказательством этого является значительное увеличение больных с аллергическим статусом.
Гомеопатия, как старейшее направление в медицине, может многое привнести в общую медицину. Она существует около 200 лет. И что существенно, лечит больного в его психосоматическом единстве с учетом конституционных особенностей, социальной среды, условий своего времени и биографии больного. Больной человек, как индивид в неразрывном единстве души и тела - вот объект приложения гомеопатических средств.
Различные методы лечения в рамках общей медицины имеют свой предел возможностей в зависимости от характера болезни. Каждый врач должен четко знать и понимать показания и противопоказания, а так же ограниченность всех методов, существующих в современной медицине. Уметь плавно переходить от одного метода к другому или грамотно их совмещать - вот задача современного врача. Все это относится и к методам традиционной медицины. Должны быть четкие критерии эффективности работы любого метода. И в каждом конкретном случае должна выбираться наиболее оптимальная схема лечения больного. Нам надо сражается за больного независимо от идеологии или определенного лечебного направления. Каждый должен учиться друг у друга.
Независимо от различных воззрений и методов врач может взять за основу мысль, высказанную основателем гомеопатии Самуилом Ганеманом: "Высочайшим идеалом лечения является быстрое, мягкое, стойкое восстановление здоровья или полное устранение и истребление болезни кратчайшим, надежным и безвредным путем на рациональной основе".
Многие опытные, но особенно молодые врачи поняли, что многие случаи можно излечить быстрее и легче, если применять естественные методы лечения. Число желающих пройти курсы усовершенствования по гомеопатии растет. Этот метод может использоваться в качестве самостоятельного диагностико-лечебного подхода, что обуславливает целесообразность выделения его в виде цикла общего усовершенствования врачей в соответствии с законодательством РФ.

II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Раздел 1.
Гомеопатическая терапия, как система знаний

Тема №1:  "Содержание, предмет и методика гомеопатической
терапии".
Её особенность. Области применения гомеопатической терапии. Показания для применения гомеопатической терапии. Общая характеристика методов гомеопатической терапии.
Тема №2:  "Место и роль гомеопатической терапии в системе
традиционных методов лечения".
Зарождение гомеопатической терапии. Начало теоретического осмысления практических знаний гомеопатической терапии. Система методов гомеопатической терапии, связь с другими традиционными методами лечения. Место Гомеопатическая терапия в традиционной системе знания.
Тема №3:  "Историко-философские основы знаний о гомеопатической
терапии".
Влияние социально-экономических, научных и практических условий на развитие и становление системы знаний о гомеопатической терапии. История развития гомеопатии в мире. История развития гомеопатии в России. Роль и место гомеопатии в современных условиях развития медицины.

Раздел 2.
Теоретические основы гомеопатической терапии.

Тема №1:  "Общетеоретические основы гомеопатической терапии".
Философские основы осмысления гомеопатической терапии. Физиологические основы развития знаний и гомеопатической терапии. Методологические основы гомеопатической терапии и их современная интерпретация.
Тема №2:  "Специальные методико-научные основы гомеопатической терапии".
Современные физиологические исследования - подтверждение гомеопатической теории. Развитие научных исследований в области сверхмалых доз медицины как предпосылка развития гомеопатической терапии. Физико -химические и биологические исследования механизма действия гомеопатических препаратов.

Раздел 3.
Гомеопатические лекарства и их картины действия.

Тема №1:  "Источники познания лекарств"
Испытания лекарств на здоровых. Данные токсикологии и фармакологии. Применение лекарств у больных. Применение лекарств у животных.
Тема №2:  "Картина действия лекарств (патогенез лекарств)
Принципы изучения патогенезов гомеопатических лекарств. Ранжирование симптомов: психические, общие, частные. Ключевой симптом. Полихресты и особенности их применения. Истинные растительные конституциональные типы и их хронические аналоги. Малые препараты и анализ их применения.
Тема №3:  "Происхождение и изготовление гомеопатических лекарств"
История гомеопатической фармакологии. Гомеопатическая фармакодинамика. Качественный анализ рынка гомеопатических препаратов.
Тема №4:  "Потенцирование лекарств"
Шкалы разведения. Техника приготовления. Потенцирование в нескольких емкостях или в одной.
Тема №5:  "Эволюция гомеопатической семиотики"
Характерологические связи, типология и влияние окружающей среды. Тройные связи Руи.
Тема №6:  "Гомеопатическая физиология"
Простые вещества (сера, фосфор, йод и т.д.) Соли (соли натрия, калия, магния). Микро металлы (цинк, медь, железо и т.д.). Тяжелые металлы и вещества, чуждые организму (ртуть, золото, платина и т.д.)
Тема №7:  "Нозоды и животные яды"
Обоснование использования этих препаратов. Тактика ведения больных. Критерии оценки правильного выбора препарата и эффективности работы.

Раздел 4.
Различные пути выбора лекарств.

Тема №1:  "Предпосылки точного выбора лекарств".
Тщательное изучение клиники заболевания. Точное распознавание болезни. Определение уровня поражения.
Тема №2:  "Выбор пути поиска лекарства в индивидуальной ситуации"
Оценка состояния больного. Пароксизмальные препараты. Использование таблицы Гибсона-Миллера.
Тема №3:  "Короткий путь" поиска лекарств".
Испытанные показания. Клиническая картина болезни. Этиология. Лекарственные типы. Ключевые симптомы. Интуиция.
Тема №4:  "Длинный путь" поиска лекарств".
Индивидуализация. Совокупность и сущность симптомов. Выбор и оценка симптомов. Существенное в конкретном случае заболевания. Критерии выбора симптомов для поиска лекарств.
Тема №5:  "Трудный поиск лекарств".
Скудость субъективных симптомов. Обилие симптомов и признаков. Вариабельные симптомы.
Тема №6:  "Устранимые ошибки".
Назначение лекарств по диагнозу. Недостаточное понимание болезни. Недостаточное знание патогенеза лекарств. Увлечение излюбленными средствами. Схематическое ранжирование симптомом. Поспешное назначение лекарств. Переоценка локальных симптомов.

Раздел 5.
Поиск лекарств по справочнику симптомов - реперториуму.

Тема №1:  "Значение и характеристика справочников".
Тема №2:  "Общая характеристика отдельных справочников симптомов".
Тема №3:  "План и содержание реперториума Kent."
Общее. Общие симптомы. Органные симптомы. Градация. Дополнения к реперториуму Kent.
Тема №4:  "Выбор лекарств путем сравнения групп симптомов".
Метод Ганемана. C. von Boenninghausen - основатель техники реперторизации. Реперториум Богера.
Тема №5:  "Проведение реперторизации".
Выбор, порядок и оценка симптомов. Ранжирование симптомов. Документация. Элиминационные симптомы.
Тема №6:  "Вспомогательные средства для экономии времени".
Компьютерные программы

Раздел 6.
Рекомендации по выбору потенции, дозы, продолжительности и повторного курса лечения. Наблюдение лекарственных реакций.

Тема №1:  "Выбор потенции "
Оценка уровня поражения. Оценка стадии патологического процесса. Оценка степени чувствительности пациента.
Тема №2:  "Выбор дозы "
Влияние потенции. Влияние реактивности пациента. Влияние наследственных и этиологических факторов.
Тема №3:  "Критерии частоты доз и повторного назначения"
Изучение "Лекции по философии гомеопатии" Кента. Определение интенсивности симптоматики и дифференциальный диагноз.
Тема №4:  "Наблюдение лекарственных реакций ".
Гомеопатическое начальное ухудшение. Побочные симптомы лекарств. Что означает усиление жалоб. Оценка новых симптомов. Направление излечения. Закон Геринга.
Тема №5:  "Особые формы болезни и их лечение"
Все особенное - только часть общего. Локальные проявления болезни, кожные болезни. Нервно- психические болезни. Психо - соматические заболевания, неврозы.
Тема №6:  "Наиболее распространенные ошибки при гомеопатическом лечении".
Неправильная оценка стадии патологического процесса, уровня поражения, степени интоксикации. Поспешность в назначении следующего препарата. Неправильный выбор потенции.
Тема №7:  "Изучение основополагающей литературы - "Органона" и "Хронических болезней" Ганемана при обучении гомеопатии."
История, написание книг. Построение и синоптический обзор. Актуальность этих книг в современной практике.

Раздел 7.
Гомеопатическая концепция развития патологического процесса. Стадии развития патологического процесса.

Тема №1:  "Патогенные факторы немиазматической природы".
Патологические факторы, не способные сформировать патологический конституционный тип. Патологические факторы, способные сформировать патологический конституционный тип.
Тема №2:  "Патогенные факторы миазматической природы".
Характерные особенности туберкулинового миазма. Сикотический миазм. Люетический миазм.
  • конституция
  • интоксикация
  • стадия
  • Тема №3:  "Особенности развития патологического процесса".
    Уровни поражения. Определение степени интоксикации. Составление плана лечения хронических заболеваний. Последовательность назначения лекарств.
    Тема №4:  "Особенности патологического процесса у детей".
    Общие мероприятия. Оценка степени нарушения минерального обмена. Выбор истинной конституции. Клиническая тактика ведения.
    Тема №5:  "Особенности патологического процесса у подростков"
    Общие мероприятия. Оценка степени нарушения минерального обмена. Оценка степени нарушения гормонального обмена. Выбор истинной конституции. Клиническая тактика ведения.
    Тема №6:  "Особенности патологического процесса у пожилых людей"
    Общие мероприятия. Оценка качества жизни и глубины патологического процесса. Оценка гормонального и минерального обмена.

    Раздел 8.
    Виды Materia Medica и особенности работы с различными видами Materia Medica.

    Тема №1:  "Чистая Материя-Медика" Ганемана
    Техника использования. Анализ применения.
    Тема №2:   Полная "Материя-Медика" Геринга и Аллена
    Техника использования. Анализ применения.
    Тема №3:  "Материя-Медика" Богера
    Техника использования. Анализ применения.
    Тема №4:  "Материя-Медика" Берике
    Техника использования. Анализ применения.
    Тема №5:  "Современная "Материя-Медика" Мориссона, Витулкаса и др."
    Техника использования. Анализ применения.
    Тема №6:  "Сравнение всех существующих "Материя-Медика "
    Тактика выбора "Материя-Медика". Основные и дополнительные "Материя-Медика ". Чистые и связанные симптомы.

    III. Методические рекомендации и пособия:

    Преподавание осуществляется путем чтения лекций, практических и семинарских занятий, самостоятельной работы слушателей по отработке методов и изучению рекомендованной литературы.
    В лекционном курсе излагаются новейшие достижения современной медицинской науки в области гомеопатической терапии. Уделяются должное внимание истории вопроса.
    При чтении лекций обращается внимание на современные методы ранней диагностики профильных заболеваний, методы лечения и отслеживания больных.
    Семинарские занятий посвящаются обсуждению теоретических и практических вопросов на основе изучения слушателями рекомендуемой литературы и освоения лекционного материала.
    Практические занятия направлены на освоение слушателями методик диагностики состояния пациентов.
    Все занятия проводятся с использованием наглядных пособий, макетов, технических средств обучения. В процессе самостоятельной работы слушатели изучают методическую и другую рекомендованную литературу.
    Контроль за усвоением материала слушателями проводится на практических занятия путем демонстрации методик, осуществления диагностики, разбора клинических случаев.
    В каждой группе обучается не более 10-12 курсантов.
    Задачи обучения и квалификационные требования по его завершению.
    В результате обучения на цикле слушатели должны
    Знать:
    • Концепцию развития хронического заболевания, изложенную Ганеманом в книге "Хронические болезни"
    • Техники реперторизации
    • Материя Медика
    • Показания и противопоказания к использованию метода гомеопатии, сочетание ее с другими классическими и традиционными методами лечения ( такими, как психотерапия и медицинская психология, фитотерапия, рефлексотерапия, мануальная терапия и др.)
     
    Уметь:
    • Провести опрос и диагностическое обследование больного
    • Оценивать характер полученных результатов, понимать их диагностическую значимость
    • Поставить клинический конституционный и терапевтический диагноз
    • Назначить и провести лечение на основе знания причины и особенностей течения заболевания конкретного больного.
    Заключительный контроль соответствия обучающихся квалификационным требованиям проводится в виде устного экзамена, оценки использования гомеопатической литературы, реперториумов и Материя Медика, решения клинических задач.
    В Центре имеется все необходимое оборудование, инструментарий и учебные пособия для активного овладения методов гомеопатической терапии в медицинской практике.
    РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
    1. Аллен Х.С. "Основные показания к назначению и характеристики ведущих гомеопатических препаратов и нозодов со сравнением их патогенезов".
    2. Берике В. "Materia Medica гомеопатических препаратов".
    3. Бидвелл Г.И. "Техника реперторизации и практический анализ сорока гомеопатических средств".
    4. Богер С.М. "Оригинальная Materia Medica К. фон Беннингхаузена".
    5. Богер С.М. "Реперториум"
    6. Ванье Л. "Курс клинической гомеопатии".
    7. Ганеман С. "Органон" (5-е и 6-е издание).
    8. Ганеман С."Хронические болезни".
    9. Гесс В. "Гомеопатическое мышление".
    10. Жуани Ж. "Основные принципы и методология гомеопатической терапии".
    11. Кент Дж. "Лекции по философии гомеопатии".
    12. Неш Е.Б. "Характерные симптомы основных гомеопатических препаратов".
    13. Реквег Г.-Г. "Гомеопатическая антигомотоксикология. Систематизированное практическое лекарствоведение".
    14. Шаретт Ж. "Практическое гомеопатическое лекарствоведение".
        Ðåéòèíã@Mail.ru    Rambler's Top100
    Первая страница Карта сайта Поиск Отправить письмо Версия для печати
    © "Центр гомеопатии" / Гомеопатический Центр здоровья и реабилитации (Москва)
    При использовании материалов сайта ссылка обязательна

    Первая страница Карта сайта Поиск Отправить письмо Версия для печати