УЧЕБНЫЙ ПЛАН
по циклу тематического усовершенствования
"Основные принципы и методология гомеопатии".
Цель: Приобретение теоретических знаний и практических навыков
- для использования метода гомеопатической терапии в диагностике, профилактике и лечении заболеваний внутренних органов.
- Категория слушателей: врачи
Срок обучения: 216 ч.
Режим занятий : 6 учебных часов в день.
Расчет часов учебного времени по видам занятий.
№ |
Наименование разделов и дисциплин |
Всего, Час. |
В том числе |
Форма контроля |
Лекций |
Практ. занятий |
1. |
Гомеопатическая терапия как система знаний |
15 |
3 |
- |
Зачет |
2. |
Теоретические основы гомеопатической терапии |
12 |
2 |
- |
Зачет |
3. |
Гомеопатические лекарства и их картины действия. |
33 |
7 |
2 |
Зачет |
4. |
Различные пути выбора лекарств |
33 |
7 |
2 |
Зачет |
5. |
Реперториумы - справочники симптомов, виды реперториумов, техника работы с ними. |
30 |
6 |
2 |
Зачет |
6. |
Техники подбора препаратов. |
27 |
7 |
1 |
Зачет |
7. |
Гомеопатическая концепция развития патологического процесса |
24 |
6 |
1 |
Зачет |
8. |
Materia Medica |
30 |
6 |
2 |
Зачет |
9. |
Подготовка к экзаменам |
6 |
- |
1 |
|
10. |
Итоговый контроль |
6 |
- |
1 |
Экзамен | |
В В Е Д Е Н И Е
Нынешнее поколение врачей может чувствовать себя счастливым, потому что как никогда прежде, оно обладает большими возможностями в диагностике и в лечении заболеваний. Естественнонаучные исследования увенчались успехом во многих областях. Усовершенствованы диагностика и неотложная терапия, расширились возможности хирургии и протезирования. Психосоматическая медицина начинает раскрывать взаимосвязь психических и соматических нарушений. Несмотря на это, в повседневной работе с больными мы испытываем трудности. Растет число хронических болезней. Нам все чаще приходится размышлять о пользе и вреде лечения. Как врачи и больные могут избежать опасности лекарственных осложнений, о которых плохо знают изготовители препаратов? Мы не только переживаем угрозу нарушения естественной среды, но с тревогой наблюдаем влияние этого процесса на внутреннюю среду организма. На человека отрицательно влияют не только вредные вещества, содержащиеся в воздухе, пище, но и лекарства. Ярким доказательством этого является значительное увеличение больных с аллергическим статусом.
Гомеопатия, как старейшее направление в медицине, может многое привнести в общую медицину. Она существует около 200 лет. И что существенно, лечит больного в его психосоматическом единстве с учетом конституционных особенностей, социальной среды, условий своего времени и биографии больного. Больной человек, как индивид в неразрывном единстве души и тела - вот объект приложения гомеопатических средств.
Различные методы лечения в рамках общей медицины имеют свой предел возможностей в зависимости от характера болезни. Каждый врач должен четко знать и понимать показания и противопоказания, а так же ограниченность всех методов, существующих в современной медицине. Уметь плавно переходить от одного метода к другому или грамотно их совмещать - вот задача современного врача. Все это относится и к методам традиционной медицины. Должны быть четкие критерии эффективности работы любого метода. И в каждом конкретном случае должна выбираться наиболее оптимальная схема лечения больного. Нам надо сражается за больного независимо от идеологии или определенного лечебного направления. Каждый должен учиться друг у друга.
Независимо от различных воззрений и методов врач может взять за основу мысль, высказанную основателем гомеопатии Самуилом Ганеманом: "Высочайшим идеалом лечения является быстрое, мягкое, стойкое восстановление здоровья или полное устранение и истребление болезни кратчайшим, надежным и безвредным путем на рациональной основе".
Многие опытные, но особенно молодые врачи поняли, что многие случаи можно излечить быстрее и легче, если применять естественные методы лечения. Число желающих пройти курсы усовершенствования по гомеопатии растет. Этот метод может использоваться в качестве самостоятельного диагностико-лечебного подхода, что обуславливает целесообразность выделения его в виде цикла общего усовершенствования врачей в соответствии с законодательством РФ.
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Раздел 1.
Гомеопатическая терапия, как система знаний
- Тема №1: "Содержание, предмет и методика гомеопатической
- терапии".
- Её особенность. Области применения гомеопатической терапии. Показания для применения гомеопатической терапии. Общая характеристика методов гомеопатической терапии.
- Тема №2: "Место и роль гомеопатической терапии в системе
- традиционных методов лечения".
- Зарождение гомеопатической терапии. Начало теоретического осмысления практических знаний гомеопатической терапии. Система методов гомеопатической терапии, связь с другими традиционными методами лечения. Место Гомеопатическая терапия в традиционной системе знания.
- Тема №3: "Историко-философские основы знаний о гомеопатической
- терапии".
- Влияние социально-экономических, научных и практических условий на развитие и становление системы знаний о гомеопатической терапии. История развития гомеопатии в мире. История развития гомеопатии в России. Роль и место гомеопатии в современных условиях развития медицины.
Раздел 2.
Теоретические основы гомеопатической терапии.
- Тема №1: "Общетеоретические основы гомеопатической терапии".
- Философские основы осмысления гомеопатической терапии. Физиологические основы развития знаний и гомеопатической терапии. Методологические основы гомеопатической терапии и их современная интерпретация.
- Тема №2: "Специальные методико-научные основы гомеопатической терапии".
- Современные физиологические исследования - подтверждение гомеопатической теории. Развитие научных исследований в области сверхмалых доз медицины как предпосылка развития гомеопатической терапии. Физико -химические и биологические исследования механизма действия гомеопатических препаратов.
Раздел 3.
Гомеопатические лекарства и их картины действия.
- Тема №1: "Источники познания лекарств"
- Испытания лекарств на здоровых. Данные токсикологии и фармакологии. Применение лекарств у больных. Применение лекарств у животных.
- Тема №2: "Картина действия лекарств (патогенез лекарств)
- Принципы изучения патогенезов гомеопатических лекарств. Ранжирование симптомов: психические, общие, частные. Ключевой симптом. Полихресты и особенности их применения. Истинные растительные конституциональные типы и их хронические аналоги. Малые препараты и анализ их применения.
- Тема №3: "Происхождение и изготовление гомеопатических лекарств"
- История гомеопатической фармакологии. Гомеопатическая фармакодинамика. Качественный анализ рынка гомеопатических препаратов.
- Тема №4: "Потенцирование лекарств"
- Шкалы разведения. Техника приготовления. Потенцирование в нескольких емкостях или в одной.
- Тема №5: "Эволюция гомеопатической семиотики"
- Характерологические связи, типология и влияние окружающей среды. Тройные связи Руи.
- Тема №6: "Гомеопатическая физиология"
- Простые вещества (сера, фосфор, йод и т.д.) Соли (соли натрия, калия, магния). Микро металлы (цинк, медь, железо и т.д.). Тяжелые металлы и вещества, чуждые организму (ртуть, золото, платина и т.д.)
- Тема №7: "Нозоды и животные яды"
- Обоснование использования этих препаратов. Тактика ведения больных. Критерии оценки правильного выбора препарата и эффективности работы.
Раздел 4.
Различные пути выбора лекарств.
- Тема №1: "Предпосылки точного выбора лекарств".
- Тщательное изучение клиники заболевания. Точное распознавание болезни. Определение уровня поражения.
- Тема №2: "Выбор пути поиска лекарства в индивидуальной ситуации"
- Оценка состояния больного. Пароксизмальные препараты. Использование таблицы Гибсона-Миллера.
- Тема №3: "Короткий путь" поиска лекарств".
- Испытанные показания. Клиническая картина болезни. Этиология. Лекарственные типы. Ключевые симптомы. Интуиция.
- Тема №4: "Длинный путь" поиска лекарств".
- Индивидуализация. Совокупность и сущность симптомов. Выбор и оценка симптомов. Существенное в конкретном случае заболевания. Критерии выбора симптомов для поиска лекарств.
- Тема №5: "Трудный поиск лекарств".
- Скудость субъективных симптомов. Обилие симптомов и признаков. Вариабельные симптомы.
- Тема №6: "Устранимые ошибки".
- Назначение лекарств по диагнозу. Недостаточное понимание болезни. Недостаточное знание патогенеза лекарств. Увлечение излюбленными средствами. Схематическое ранжирование симптомом. Поспешное назначение лекарств. Переоценка локальных симптомов.
Раздел 5.
Поиск лекарств по справочнику симптомов - реперториуму.
- Тема №1: "Значение и характеристика справочников".
- Тема №2: "Общая характеристика отдельных справочников симптомов".
- Тема №3: "План и содержание реперториума Kent."
- Общее. Общие симптомы. Органные симптомы. Градация. Дополнения к реперториуму Kent.
- Тема №4: "Выбор лекарств путем сравнения групп симптомов".
- Метод Ганемана. C. von Boenninghausen - основатель техники реперторизации. Реперториум Богера.
- Тема №5: "Проведение реперторизации".
- Выбор, порядок и оценка симптомов. Ранжирование симптомов. Документация. Элиминационные симптомы.
- Тема №6: "Вспомогательные средства для экономии времени".
- Компьютерные программы
Раздел 6.
Рекомендации по выбору потенции, дозы, продолжительности и повторного курса лечения. Наблюдение лекарственных реакций.
- Тема №1: "Выбор потенции "
- Оценка уровня поражения. Оценка стадии патологического процесса. Оценка степени чувствительности пациента.
- Тема №2: "Выбор дозы "
- Влияние потенции. Влияние реактивности пациента. Влияние наследственных и этиологических факторов.
- Тема №3: "Критерии частоты доз и повторного назначения"
- Изучение "Лекции по философии гомеопатии" Кента. Определение интенсивности симптоматики и дифференциальный диагноз.
- Тема №4: "Наблюдение лекарственных реакций ".
- Гомеопатическое начальное ухудшение. Побочные симптомы лекарств. Что означает усиление жалоб. Оценка новых симптомов. Направление излечения. Закон Геринга.
- Тема №5: "Особые формы болезни и их лечение"
- Все особенное - только часть общего. Локальные проявления болезни, кожные болезни. Нервно- психические болезни. Психо - соматические заболевания, неврозы.
- Тема №6: "Наиболее распространенные ошибки при гомеопатическом лечении".
- Неправильная оценка стадии патологического процесса, уровня поражения, степени интоксикации. Поспешность в назначении следующего препарата. Неправильный выбор потенции.
- Тема №7: "Изучение основополагающей литературы - "Органона" и "Хронических болезней" Ганемана при обучении гомеопатии."
- История, написание книг. Построение и синоптический обзор. Актуальность этих книг в современной практике.
Раздел 7.
Гомеопатическая концепция развития патологического процесса. Стадии развития патологического процесса.
- Тема №1: "Патогенные факторы немиазматической природы".
- Патологические факторы, не способные сформировать патологический конституционный тип. Патологические факторы, способные сформировать патологический конституционный тип.
- Тема №2: "Патогенные факторы миазматической природы".
- Характерные особенности туберкулинового миазма. Сикотический миазм. Люетический миазм.
- конституция
- интоксикация
- стадия
- Тема №3: "Особенности развития патологического процесса".
- Уровни поражения. Определение степени интоксикации. Составление плана лечения хронических заболеваний. Последовательность назначения лекарств.
- Тема №4: "Особенности патологического процесса у детей".
- Общие мероприятия. Оценка степени нарушения минерального обмена. Выбор истинной конституции. Клиническая тактика ведения.
- Тема №5: "Особенности патологического процесса у подростков"
- Общие мероприятия. Оценка степени нарушения минерального обмена. Оценка степени нарушения гормонального обмена. Выбор истинной конституции. Клиническая тактика ведения.
- Тема №6: "Особенности патологического процесса у пожилых людей"
- Общие мероприятия. Оценка качества жизни и глубины патологического процесса. Оценка гормонального и минерального обмена.
Раздел 8.
Виды Materia Medica и особенности работы с различными видами Materia Medica.
- Тема №1: "Чистая Материя-Медика" Ганемана
- Техника использования. Анализ применения.
- Тема №2: Полная "Материя-Медика" Геринга и Аллена
- Техника использования. Анализ применения.
- Тема №3: "Материя-Медика" Богера
- Техника использования. Анализ применения.
- Тема №4: "Материя-Медика" Берике
- Техника использования. Анализ применения.
- Тема №5: "Современная "Материя-Медика" Мориссона, Витулкаса и др."
- Техника использования. Анализ применения.
- Тема №6: "Сравнение всех существующих "Материя-Медика "
- Тактика выбора "Материя-Медика". Основные и дополнительные "Материя-Медика ". Чистые и связанные симптомы.
III. Методические рекомендации и пособия:
Преподавание осуществляется путем чтения лекций, практических и семинарских занятий, самостоятельной работы слушателей по отработке методов и изучению рекомендованной литературы.
В лекционном курсе излагаются новейшие достижения современной медицинской науки в области гомеопатической терапии. Уделяются должное внимание истории вопроса.
При чтении лекций обращается внимание на современные методы ранней диагностики профильных заболеваний, методы лечения и отслеживания больных.
Семинарские занятий посвящаются обсуждению теоретических и практических вопросов на основе изучения слушателями рекомендуемой литературы и освоения лекционного материала.
Практические занятия направлены на освоение слушателями методик диагностики состояния пациентов.
Все занятия проводятся с использованием наглядных пособий, макетов, технических средств обучения. В процессе самостоятельной работы слушатели изучают методическую и другую рекомендованную литературу.
Контроль за усвоением материала слушателями проводится на практических занятия путем демонстрации методик, осуществления диагностики, разбора клинических случаев.
В каждой группе обучается не более 10-12 курсантов.
Задачи обучения и квалификационные требования по его завершению.
В результате обучения на цикле слушатели должны
Знать:
- Концепцию развития хронического заболевания, изложенную Ганеманом в книге "Хронические болезни"
- Техники реперторизации
- Материя Медика
- Показания и противопоказания к использованию метода гомеопатии, сочетание ее с другими классическими и традиционными методами лечения ( такими, как психотерапия и медицинская психология, фитотерапия, рефлексотерапия, мануальная терапия и др.)
Уметь:
- Провести опрос и диагностическое обследование больного
- Оценивать характер полученных результатов, понимать их диагностическую значимость
- Поставить клинический конституционный и терапевтический диагноз
- Назначить и провести лечение на основе знания причины и особенностей течения заболевания конкретного больного.
Заключительный контроль соответствия обучающихся квалификационным требованиям проводится в виде устного экзамена, оценки использования гомеопатической литературы, реперториумов и Материя Медика, решения клинических задач.
В Центре имеется все необходимое оборудование, инструментарий и учебные пособия для активного овладения методов гомеопатической терапии в медицинской практике.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
- Аллен Х.С. "Основные показания к назначению и характеристики ведущих гомеопатических препаратов и нозодов со сравнением их патогенезов".
- Берике В. "Materia Medica гомеопатических препаратов".
- Бидвелл Г.И. "Техника реперторизации и практический анализ сорока гомеопатических средств".
- Богер С.М. "Оригинальная Materia Medica К. фон Беннингхаузена".
- Богер С.М. "Реперториум"
- Ванье Л. "Курс клинической гомеопатии".
- Ганеман С. "Органон" (5-е и 6-е издание).
- Ганеман С."Хронические болезни".
- Гесс В. "Гомеопатическое мышление".
- Жуани Ж. "Основные принципы и методология гомеопатической терапии".
- Кент Дж. "Лекции по философии гомеопатии".
- Неш Е.Б. "Характерные симптомы основных гомеопатических препаратов".
- Реквег Г.-Г. "Гомеопатическая антигомотоксикология. Систематизированное практическое лекарствоведение".
- Шаретт Ж. "Практическое гомеопатическое лекарствоведение".