Кент и Сведенборг
А.П.Богачук
"Вестник Гомеопатической медицины" N4, 1995
Завоеванием настоящего профессионального признания современная гомеопатическая медицина обязана прежде всего сторонникам классической гомеопатической школы, становление и развитие которой связано с именами двух выдающихся личностей - Константина Геринга, прославившегося своими "Законами Геринга", и Джеймса Тайлора Кента, написавшего знаменитые "Лекции по гомеопатической философии". Согласно определению Геринга и Кента, унитарная (классическая) гомеопатия основана на строгом соблюдении ганемановского закона Simllia, включающего в себя исследование и оценку симптомов больного, среди которых ведущее значение имеют психические и особенные, необычные симптомы.
Уницистская школа, основанная Герингом и Кентом, подверглась мощному влиянию философских идей, выдвинутых в XVIII в. шведским ученым, философом и мистиком Иммануилом Сведенборгом.
Иммануил Сведенборг
(1688-1772)
Иммануил Сведенборг родился в Стокгольме 29 января 1688 г. Отец его, доктор Испер Сведберг, происходивший от старинной шведской фамилии, был епископом и полковым священником королевской гвардии. Молодой Иммануил, одаренный счастливейшими способностями, получил отличное образование в Упсальском университете и с ранних лет отличался неутомимым стремлением к приобретению познаний. Его занятия включали филологию, философию, все отрасли математики, астрономию и все естественные науки. Первыми изданными трудами его были: в 1709 г. - академическая диссертация, имевшая предметом изречения римских философов, и в 1710 г. - собрание латинских стихотворений, обнаруживающих редкую живость воображения. Для завершения своего образования Сведберг предпринял путешествие по Англии, Голландии, Франции и Германии, и в течение четырех лет посещал знаменитейшие их университеты. С особенной любовью предался он изучению математики, астрономии, механики и физики и по возвращении издал в Стокгольме в 1716 г. свои математические и физические опыты и замечания, принесшие ему известность среди ученых.
Эти труды и деятельность Сведберга обратили на него внимание Карла XII, и король, из уважения к талантам молодого математика, назначил его в 1716 г. (в 28 лет), без всякого с его стороны искательства, чрезвычайным асессором (консультантом) королевской горной коллегии. С этого времени Сведберг пользовался личным покровительством короля, который нередко искал его общества, и в 1718 г, при осаде Фридрихсгаля, имел случай оказать Карлу особенную услугу изобретением механического снаряда, посредством которого перекатил через горы и долины, отделяющие Швецию от Норвегии, на расстояние двух с половиной миль две галеры, пять больших лошадей и одну шлюпку, употребленные Карлом для перевозки осадной артиллерии под самые стены Фридрихсгаля. Эта. заслуга и новые труды ученой деятельности Сведберга были оценены шведским правительством, и признательная королева Ульрика Элеонора возвела его в 1719 г. в дворянское достоинство, с которым и соединено почетное переименование Сведберга в Сведенборга.
Обязанности Сведенборга как человека и гражданина всегда были для него предметом самого добросовестного исполнения. На многих его рукописях обнаружена следующая заметка: "1) часто читать Слово Божье и размышлять о нем; 2) покорять себя во всем воле Божественного промысла; 3) соблюдать во всех поступках истинное приличие и хранить всегда безукоризненную совесть; 4) исполнять честно и правдиво обязанности своего звания и долг службы, и стараться сделать себя во всех отношениях полезным членом общества".
Проникнутый этими убеждениями, Сведенборг, имея все нужные теоретические сведения об основах горного искусства, не хотел, однако, вступить в отправление предоставленной ему королем должности, не изучив совершенно металлургии и вообще всего, относящегося к добыче и обработке минералов. С этой целью он в 1721 г. предпринял новое путешествие для обозрения и исследования рудников и разработки металлов на горных заводах в Швеции, Саксонии и Брауншвейге, а впоследствии - в Австрии и Венгрии. Среди этих занятий Сведенборг неутомимо трудился для науки и обогатил ее многими сочинениями по минералогии, физике, химии, астрономии, гидростатике и кораблестроению. Все они изданы в 1721-1722 г.
Все, что являлось замечательным в ученом мире, всякое новое открытие или важное сочинение обращало на себя его деятельное внимание, он спешил ознакомить с ними своих соотечественников, приобретая и отправляя в Швецию все нужные для этого материалы. Возвратясь в Стокгольм, Сведенборг принял на себя должность асессора, и с этого времени деятельность его сосредоточилась преимущественно на минеральном царстве природы, на философском исследовании и объяснении явлений стихийного мира, основанном на началах математики. Он написал по этим вопросам обширное сочинение, которое было издано в 1734 г. в трех томах под названием "Opera philosophica et mineralia" (Философские и минералогические труды). Это сочинение еще больше возвысило имя Сведенборга в кругу европейских ученых. Стокгольмская академия и другие ученые общества Европы избрали его в число своих членов. Тогда и Санкт-Петербургская академия наук прислала ему от 17 декабря 1734 г. диплом о присвоении звания члена-корреспондента.
И вот на 56-м году жизни с ним произошло событие, в корне изменившее всю его судьбу. Это случилось в ночь с 6-го на 7-е апреля 1744 года. После долгого, утомительного, заполненного непрестанными трудами дня Сведенборг ложится в постель и вскоре погружается в состояние, промежуточное между бодрствованием и сном. Находясь в полузабытье, он общается с Богом, и в эту знаменательную апрельскую ночь происходит удивительная и волшебная трансформация известнейшего ученого-естествоиспытателя в самого знаменитого европейского духовидца и теолога. Первое видение произвело на Сведенборга неизгладимое впечатление. С удвоенной энергией погрузился он в чтение Библии и размышления над ее текстом. Примерно через год такого труда, всецело поглотившего его силы и время, он был удостоен второго видения. Сведенборг пишет об этом следующее: "В эту ночь открылся мой внутренний взор, так что я получил возможность видеть духов на небесах и в аду. С этого момента я отрешился от всех светских дел, чтобы исключительно посвятить себя духовным размышлениям, как это мне было приказано. Впоследствии взор моего духа часто открывался, так что среди дня я мог видеть то, что происходит на том свете, и мог говорить с духами, как с людьми".
С этого времени многосторонняя деятельность Сведенборга приняла исключительно религиозное направление. В 1747 г. он сложил с себя обязанности государственной службы. Король, из уважения к заслугам Сведенборга, предложил возвести его при увольнении со службы в звание барона, но Сведенборг отклонил эту почесть и просил короля только о назначении ему пенсиона вполовину того оклада, который он получал в качестве асессора горной коллегии.
Начиная с 1745 г. он работает над созданием многочисленных теологических сочинений, во главе которых стоит "Arcana Coelestia" ("Тайны неба"), где Сведенборг трактует первые девяносто глав Библии, переведенных им самим с подлинника (Книги Бытия и Исхода). Труды его насчитывают от 30 до 40 томов, причем все они написаны по-латыни.
Все свои сочинения Сведенборг печатал в Лондоне и Амстердаме, всегда с собственноручных манускриптов, писанных, по словам его, прямо набело, а потом рассылал их по разным университетам или раздавал духовным и светским лицам, известным в ученом мире своими трудами и значением. Других путей Сведенборг для распространения своего учения не избирал и был далек от духа сектаторства и старания обрести прозелитов.
Глубокая старость не ослабила духовной деятельности и телесных сил Сведенборга. В 1771 г. он еще раз отправился в Лондон с намерением издать при жизни последнее свое сочинение - "Wera Christiana religio" ("Истинная христианская религия"). Сведенборг успел в этом, но предел земных трудов его был уже близок. В Лондоне в конце того же года он был настигнут апоплексическим ударом, вследствие которого и скончался 29 марта 1772 г. на 85-м году своей неутомимой жизни, посвященной высокому служению истине.
Без сомнения, труды Сведенборга пользовались значительно большей популярностью и оказывали значительно большее влияние, чем было принято говорить о них. Недоброжелательное отношение к его идеям связано, скорее всего, с так называемым "мистическим периодом" жизни Сведенборга, который трудно согласовать с рациональными и научными взглядами, присущими первым пятидесяти годам его жизни. Среди выдающихся людей, которые являлись приверженцами идей Сведенборга, можно встретить имена Колериджа, Карлайла, Теннисона, Гете, Гейне, Торей, Блейка, Эмерсона, Оноре де Бальзака, Достоевского и др. Американский трансцендентализм можно рассматривать как духовное движение, основанное великими писателями XIX ст. на восточном побережье Американского континента. Это интеллектуальное движение также было проникнуто философией Сведенборга.
Трансцедентализм
К 1784 г. философские идеи Сведенборга достигли восточного побережья Америки. Они тут же вписались в духовную среду, царившую в этой части Нового Света. Интеллектуальные движения того времени были основаны на новейших естественнонаучных достижениях; однако некоторые мыслители и философы придерживались традиционных креационистских и платонических взглядов. Философия Сведенборга позволила увязать воедино науку и мистицизм, что привело к возникновению духовной общности, получившей название Новой Церкви. Члены ее стали называться сведенборгианцами. Новая Церковь была впервые основана в Лондоне в 1789 г., создание же ее американского варианта датируется 1792 г. (Балтимор).
Первый съезд Церкви Нового Иерусалима состоялся в 1817 г. в Филадельфии. Несмотря на то, что современная сведенборгианская церковь до сих пор основывается на теологии Иммануила Сведенборга, следует подчеркнуть, что сам Сведенборг никогда не создавал своей церкви.
Гомеопатия как совершенно новая и оригинальная терапевтическая система была принята сведенборгианцами с распростертыми объятиями. Решающую роль в соединении этих двух систем сыграла деятельность американского врача Гарта Вилькинсона (1812-1899), который прославился тем, что открыл целебные свойства золы вулкана Геклы при лечении костных экзостозов. По возвращении домой из отпуска, проведенного в Исландии, он впервые произвел потенцирование вулканической лавы Геклы. Помимо работы в качестве врача-гомеопата, Вилькинсон приобрел известность как первый переводчик с латинского на английский фундаментальных трудов Сведенборга: "Arcana Coelestia", "Regnum Animale" и "Oeconomia Regni Animalis".
Согласно Харрису Култеру, доктор Гарт Вилькинсон получил образование в филадельфийском Ганемановском Колледже, основанном в 1848 г. Константином Герингом, который также являлся членом первого Общества сведенборгианцев в Филадельфии. Кроме того, весьма известными в свое время сведенборгианцами были Ганс Грэм, с чьим именем связано зарождение и становление гомеопатии в Америке, Отис Клапп из Новой Англии, Джон Эллис из Мичигана, а также издатели Берике и Тэйфл. Последние, помимо издания литературы по гомеопатии, издавали и переводы работ Сведенборга. Следует заметить, что Гарт Вилькинсон познакомился с гомеопатией благодаря Генри Джеймсу-старшему, весьма влиятельному издателю и отцу американских писателей Вильяма Джеймса и Генри Джеймса-младшего. В те годы Генри Джеймс-старший был известным сведенборгианцем, сыгравшим важную роль в становлении трансцендентализма как литературного движения на восточном побережье Американского континента. Таким образом, сведенборгианизм и гомеопатия были связаны между собой тесными узами, и многие гомеопаты открыто провозглашали себя членами Новой Церкви. По этому поводу Геринг писал следующее: "Совершенно ясно, почему сведенборгианцы предпочитают гомеопатическое лечение, однако это вовсе не означает, что все без исключения гомеопаты являются сведенборгианцами". Геринг был уверен в том, что наука не обязательно должна сливаться с определенной религиозной доктриной. Тем не менее, Филадельфия являлась центром Новой Церкви, и многие коллеги и ученики Геринга воспитывались на идеях Сведенборга. Сам Геринг был членом филадельфийской Новой Церкви и охотно обсуждал философские параллели, которые можно было провести между ганемановской гомеопатией и учением Сведенборга.' Однако до сих пор остается неясным, все ли гомеопаты вступали в ряды Новой Церкви из чисто религиозных соображений. Не существует также сведений о том, что выдающиеся гомеопаты принимали активное участие в этой организации. Скорее всего, многие доктора смотрели на философию Сведенборга, как на тщательно разработанную систему, которая могла помочь им возвести гомеопатию на более прочный фундамент.
Окончание >>
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Иллюстрированная история суеверий и волшебства от древности до наших дней. - 2-е изд./Сост. д-р Леманн. -К., 1993. - С.169-173
2. Сведенборг И. О небесах, о мире духов и об аде. - К., 1993. - С.3-12.
3. Сведенборг И. Тайны неба. - К., 1993. - С.5-7.
4. Galen Е. Kent's hidden links: The influence of Sweden-borg on homoeopathic philosophy of James Ту lor Kent // Homoeopathic Links, V.3. - 94. - P.27-30, 37-38.
5. Kent J.T. Lectures on Homoeopathic Materia Medica. -New Delhi: B.Jain Publishers Pvt.Ltd., 1987. - P.4-10.