<< Начало
Джеймс Тайлер Кент
Профессор Materia Medica Ганемановского медицинского колледжа в Чикаго (штат Иллинойс), врач и автор нескольких выдающихся трудов по гомеопатии, Джеймс Тайлер Кент родился 31 марта 1840 года в небольшом городке Вудхалле (штат Нью-Йорк) в семье Стефена Кента и Каролины Тайлер.
Начальное и среднее образование он получил в Праттсбургской Академии Франклина, а высшее - в Мадисонском (ныне Колгейтском) университете г. Гамильтона (штат Нью-Йорк), где в 1868 г. ему была присвоена степень бакалавра философии, а позднее, в 1870 г., - члена-корреспондента.
Кент обучался медицине в Эклектическом медицинском институте в г. Цинциннати (штат Огайо) и закончил его в 1871 г. "Гомеопатическое" образование он получил в медицинском колледже Святого Люиса (штат Миссури), который наградил его почетным дипломом в 1889 г.
Д-р Кент начал свою профессиональную карьеру в больнице Святого Люиса в качестве врача эклектической школы. В тоже время он стал активно сотрудничать с несколькими медицинскими журналами. Знакомство Кента с гомеопатией произошло в 1877-1878 г. Его первая жена была серьезно больна. Долгое время она страдала изнурительной бессонницей. Методы лечения аллопатической и эклектической медицины оказались безуспешными. Это заставило Кента обратиться за помощью к известному гомеопату Фелану, жившему с ним по соседству. Д-р Фелан осмотрел пациентку, растворил несколько крупинок гомеопатического лекарства в воде и посоветовал ей несколько раз принять это средство до тех пор, пока она не уснет. Услышав это, Кент лишь посмеялся про себя, однако последовал указаниям своего коллеги и дал супруге первую дозу лекарства. Дать его повторно Кент позабыл, так как был всецело поглощен своей работой над книгами. Вспомнив о лекарстве, он застал свою жену спящей. Впервые за многие месяцы она уснула естественным и глубоким сном. Это заставило Кента крепко задуматься над происшедшим. Начиная со следующего дня здоровье миссис Кент быстро пошло на поправку, а сам Джеймс Тайлер Кент погрузился в изучение Органона и Materia Medica.
В 1879 г. Кент покидает Эклектическую медицинскую ассоциацию и получает место на кафедре анатомии Гомеопатического медицинского колледжа в Миссури, которую он в дальнейшем возглавлял с 1881 по 1883 г. С 1883 по 1888 г. Кент - профессор Materia Medica того же колледжа. В дальнейшем он был деканом и профессором Materia Medica филадельфийской школы усовершенствования врачей-гомеопатов (штат Пенсильвания), деканом и профессором Materia Medica медицинского колледжа Дунама в Чикаго, деканом и профессором Materia Medica медицинского колледжа Геринга в Чикаго, а с 1905г. возглавил аналогичную кафедру в Ганемановском медицинском колледже (Чикаго).
После смерти своей первой жены Кент, подобно Ганеману, женился повторно на Кларе Люис - враче, которая однажды пришла к нему на прием в качестве пациентки. Она всем сердцем полюбила гомеопатию и на протяжении последних лет жизни Кента помогала ему в создании знаменитых трудов по гомеопатии: "Гомеопатической Materia Medica", "Гомеопатической философии" и "Реперториума".
Умер Кент б июня 1916 года в г.Стевенсвилль (штат Монтана).
Сведенборг и Кент
Согласно Пьеру Шмидту, Кент стал членом Сведенборгианской церкви лишь после смерти жены. В то время он был ректором филадельфийской школы усовершенствования по гомеопатии. Близкое знакомство Кента с философскими идеями Сведенборга происходило на протяжении 1888-1899 г., главным образом, благодаря его второй жене Кларе, которая являлась весьма заметной фигурой в филадельфийской Сведенборгианской церкви. Несмотря на то, что Гарт Вилькинсон к тому времени уже был известен как гомеопат и переводчик трудов Сведенборга, до настоящего времени не существует точных фактов, свидетельствующих о том, что Кент читал его переводы. Не.следует недооценивать помощь, оказанную Кларой Луизой Кент (1856-1943) своему мужу: именно она редактировала и правила текст реперториума. Недавно в Сведенборгианской библиотеке (США) было найдено письмо, написанное рукой Джеймса Тайлора Кента 13 ноября 1900 г., которое доказывает принадлежность Кента Сведенборгианской Новой Церкви в Эванстоне: "Мой дорогой Епископ! Прослышав об организации мистером Мерцером нового общества в Эванстоне, миссис Кент и я воспылали желанием стать его членами..."
В некоторых своих работах Кент косвенно ссылается на Сведенборга. Он называет свои серии разведении 30-200-М-10М-50М-СМ-ММ "октавами в серии уровней или ступеней" , что соответствует учению об уровнях и бесконечности Сведенборга. Кент комментирует законы Геринга следующим образом: "Человеческое сокровенное слагается из воли, разума и памяти, которые простираются изнутри наружу на весь физический организм. Идея эта целиком соответствует направлению процесса исцеления, который также происходит изнутри наружу... Этот закон лежит в основе реперторизации..." Физические органы соответствуют "внутреннему человеку", его воле и разуму, что согласуется с учением о ступенях или уровнях Сведенборга.
Согласно Джорджу Старкей, Кенту принадлежат следующие слова:" Все мое учение основано на доктринах Ганемана и Сведенборга, которые отлично согласуются друг с другом".
Учение Сведенборга о соответствиях
Сведенборг был абсолютно уверен в существовании таинственной связи между духовным миром и слагающими нас материальными веществами. Он говорил, что строение и функции человека (микрокосм) имеют соответствие в духовном, т.е. более высоком уровне (макрокосм). Все, что существует и происходит в этом более высоко организованном мире, находит свое отражение в мире материальном. Концепция "соответствии" является очень древней и тесно связана с традициями алхимиков. Согласно учению о соответствиях, все, что происходит во внешнем мире, в природе, имеет свой духовный эквивалент во внутреннем мире. Сведенборгианцы рассматривали учение о соответствиях как универсальный закон природы. Последователи Сведенборга обнаружили, что гомеопатия Ганемана представляет собой научную медицинскую систему, чьи принципы целиком соответствуют учению о соответствиях. Согласно Эмерсону, "Сведенборг увидел и показал существование связи между Природой и душевными расстройствами".
Учение Сведенборга об уровнях
В " Oeconomia Regni Animalis" и "Regni Animalis" Сведенборг изложил свои взгляды на человеческую анатомию и психологию, которые, по его глубокому убеждению, являются взаимозависимыми. Сведенборг не просто рассматривал эти понятия как нечто объективное, он считал, что оба они относятся к "Душевному царству" (это выражение он часто приводил в своих научных работах).
Сведенборг различал в человеке три иерархические структуры, духовно связанные друг с другом. На вершине этой иерархичекой лестницы находились Душа (чувства, ощущения) и Воля (побудительный мотив). По мнению Сведенборга, для описания этого уровня применимы такие понятия, как "единственный", "уникальный", "врожденный". Средняя ступень - это Разум, Рассудок с интеллектом и склонностями (здесь применимо слово "особенный"). Наконец, самый низкий уровень включает воображение, память и желание и оказывает, по сравнению с предыдущими уровнями, наименее выраженное влияние на телесные функции. Этот последний уровень получил название "Общего".
Этот раздел учения Сведенборга оказал глубокое воздействие на кентианскую гомеопатию. Этим прежде всего объясняется предложенное Кентом ранжирование симптомов, или, другими словами, решение вопроса о том, какие симптомы принадлежат тому или иному сведенборгианскому уровню психики. Возможно даже, что Кент позаимствовал термины "Особенные" и "Общие" из концепции человека Иманнуила Сведенборга. Согласно Кенту, сущность человеческого существа заключается в следующем: "Человек обладает волей и разумом, в то время как мертвец лишен этих качеств. Человек представляет собой комбинацию этих двух компонентов. Соединяясь, они приводят к возникновению жизни и деятельности, синтезируют тело и лежат в основе всех происходящих в нем изменений. О здоровом человеке речь идет лишь тогда, когда существует гармония между волей и разумом".
И еще: "Особенными являются симптомы, имеющие отношение к "Воле и Разуму". Психические симптомы связаны с интеллектуальными способностями, целесообразными реакциями, эмоциями и настроением, общие же симптомы относятся ко всему человеку в целом.
Приведенное Сведенборгом иерархическое деление психики на три отдельных уровня нашло отражение в кентовском "Применении реперториума": "Наиболее важными симптомами являются симптомы, имеющие отношение к любви и ненависти, к влечению и отвращению (Сведенборгианская Душа, "уникальный"); следующими по значимости идут симптомы, имеющие отношение к рассудку, уму, интеллекту (Сведенборгианские Рассудок и Интеллект); и наконец, симптомы, связанные с памятью (Сведенборгианская Память, третий уровень).
В "Применении реперториума" Кента просматривается и "ранний" Сведенборг. В своих анатомических исследованиях Сведенборг уделял главное внимание крови и телесным флюидам, которые, по его мнению, являлись наиболее существенными в функционировании человеческого организма. Кент развивает эти взгляды таким образом: "Следующими по важности симптомами являются те, которые имеют отношение ко всему человеку как целому и ко всему человеческому организму, либо к крови и флюидам: это чувствительность к теплу, холоду, ненастью, отдыху, ночи, дню, времени. Они включают в себя как симптомы, так и модальности:" Взгляд на типичные гомеопатические модальности был позаимствован из ранних анатомических трудов Сведенборга.
Так называемые кентианские серии разведении тоже взяты у Сведенборга. Говоря о Бесконечности, Сведенборг утверждал, что ее можно постичь лишь шаг за шагом. Путь к Бесконечности лежит через определенные уровни. Кент: воздействие потенцированного лекарства на больной организм зависит от степени разведения. Высокие потенции могут оказывать влияние на средний (мозг), а, возможно, даже на самый высокий уровень (душа). В этом смысле разведения рассматриваются как те или иные формы психической энергии. Последователи классической гомеопатии считают такой взгляд не требующим доказательств. Сведенборг был уверен в том, что сущность человеческой природы находится под контролем основного духовного импульса. Это соответствует утверждению Ганемана о том, что заболевание возникает в результате расстройства жизненной или динамической силы. Сведенборгианцы всегда считали болезнь нарушением "внутреннего психического сердца человека"; следовательно, болезнь всегда является психической проблемой с соответствующими психическими симптомами пациента и его духовным существованием. Этим объясняется, почему Кент в своих "Лекциях" отдавал предпочтение психическим симптомам.
В "Британском Гомеопатическом журнале" (1956) Твентимен говорит: "Может показаться, будто Кент был чистым ганемановцем, однако на самом деле это не так. Он являл собой синтез Ганемана и Сведенборга".
Заключение
Работы Дж.Т.Кента до сих пор оказывают огромное влияние на развитие гомеопатии. Поразительно, что при этом имя Иманнуила Сведенборга часто совершенно умалчивается. Мы можем приписать это существованию множества противоречивых взглядов на гомеопатию, которые в подавляющем большинстве заинтересованы в пренебрежении Сведенборгом.
Распространение гомеопатической философии Кента в Европе происходило двумя путями. В начале XX ст. Маргарет Тайлор приехала в Соединенные Штаты учиться гомеопатии у Кента. По возвращении в родную Англию она всячески поощряла обучение молодых врачей кентианской гомеопатии. Финансовую поддержку этой компании осуществляла мать Маргарет, леди Тайлор, которая назначала стипендии обучающимся докторам'. Одним из первых сподвижников М.Тайлор был д-р Джон Вейр. В их совместных работах ощущалось влияние сведенборгианских идей. В своем приложении "Реперторизация" они подчеркивают принцип иерархии, называя его "Градацией симптомов" (Сведенборг употреблял выражение "Градация уровней").
Другой выдающейся личностью, способствовавшей распространению кентианской гомеопатии в Европе, был Пьер Шмидт. Его деятельность касалась в основном германо- и франкоговорящих стран.
Согласно французскому гомеопату Демарку, который являлся главным противником Сведенборга и Кента, гомеопатия разделилась на два параллельных движения, одно из которых отстаивало материалистическую концепцию, целиком полагаясь на данные гистологии, биологические и химические исследования, другое направление представляло собой виталистическую гомеопатию, которая придерживалась архаических взглядов Самуэля Ганемана. Демарк был уверен, что современная ему гомеопатия нуждалась в полном отказе от старых метафизических и философских взглядов, способствовавших возникновению тех или иных теорий, которые являлись препятствием на пути развития гомеопатии в свете современных научных достижений.
<< Начало
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Иллюстрированная история суеверий и волшебства от древности до наших дней. - 2-е изд./Сост. д-р Леманн. -К., 1993. - С.169-173
2. Сведенборг И. О небесах, о мире духов и об аде. - К., 1993. - С.3-12.
3. Сведенборг И. Тайны неба. - К., 1993. - С.5-7.
4. Galen Е. Kent's hidden links: The influence of Sweden-borg on homoeopathic philosophy of James Ту lor Kent // Homoeopathic Links, V.3. - 94. - P.27-30, 37-38.
5. Kent J.T. Lectures on Homoeopathic Materia Medica. -New Delhi: B.Jain Publishers Pvt.Ltd., 1987. - P.4-10.