О центреДля пациентовФорумСпециалистамКонсультации
Мир гомеопатииО центреДля пациентовФорумСпециалистамКонсультации
Мир гомеопатии

Библиотека

Учебник по гомеопатии
Учебник французской школы

Введение
ВВЕДЕНИЕ
I. ЗАЧЕМ НУЖЕН ЭТОТ УЧЕБНИК
Авторы, располагая более чем двадцатилетним опытом преподавания, предлагают новое издание, рассчитанное в первую очередь на тех, кто только начинает изучать гомеопатию.
Действительно, авторам кажется, что следовало заполнить пробел в дидактических изданиях, до сих пор лишь излагавших точку зрения на гомеопатию того или иного автора к моменту выхода данной книги.
Что касается изданий «Materia Medica», недоступных начинающим, то в большинстве из них патогенетические признаки каждого лекарства излагаются в произвольной манере, непригодной для педагогических целей.
Сейчас, по прошествии десяти лет, условия преподавания сильно изменились: с одной стороны, студенты могут посвящать гомеопатии меньше времени и потому требуют максимального сокращения временных затрат, с другой стороны, размноженные курсы лекций приобрели большое значение.
Но заочное обучение, возможное в отношении Materia Medica и средств гомеопатической терапии, оказывается недостаточным, чтобы быстро привить начинающему манеру мышления и «рефлексы», необходимые для правильного применения гомеопатии. Этот пробел был выявлен в ходе общения и дискуссий между студентами и преподавателями Гомеопатического центра св. Августина при Парижской школе Национального гомеопатического института Франции. Из обмена мнениями родился метод чисто устного обучения в форме «еженедельных сеансов». Основу настоящего учебника составляют элементы этого метода.
Согласно этому методу, начинающий учится «мыслить гомеопатически» в ходе обучения, состоящего из трех частей:
1. УСВОЕНИЕ MATERIA MEDICA
Materia Medica составляет основу обучения; логически объясняются крупные симптомы лекарств, что облегчает их понимание и запоминание. Кроме того, усвоение материала основано на иерархической классификации симптомов, вырабатывающей у учащегося автоматизм и имеющей первоочередную важность для правильной практики.
2. СЕМИОТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
Вместе с началами Materia Medica семиотика представляет собой условие правильной практики. Ее принцип состоит в умении выявлять в беспорядочном наборе признаков собственные реактивные симптомы больного, существенные для гомеопатии, и отличать их от нозологических симптомов, полезных только для диагностики болезни.
На следующем этапе преподается иерархизация обнаруженных гомеопатических симптомов, затем - поиск средства, покрывающего их.
3. НАБЛЮДЕНИЕ И КОММЕНТАРИИ.
При наблюдении средство и вспомогательные к нему рассматриваются применительно к конкретному больному. Следует заметить, что необходимая иерархия также основана на изучении «сравнений», и ее всегда проверяют в клинических наблюдениях, обсуждаемых между преподавателями и студентами.
Кроме двух предыдущих пунктов (гомеопатически значимых реактивных симптомов и принципа иерархической ранжировки), в отношении которых пришлось объяснить, почему авторы придерживаются их на протяжении всего учебника, мы уделили максимум внимания концепции и отделке того, что обычно называют «Общей частью».
В настоящем учебнике мы предпочли озаглавить эту обязательную часть «Фундаментальные принципы и методология», поскольку именно ее правильное понимание и усвоение отличает хорошего гомеопата от менее хорошего, т.е. такого, который применяет гомеопатию с точки зрения классической, нозологической медицины.
Таким образом, учащийся выиграет от того, что сможет прочесть и перечитывать эту часть, чтобы лучше ее усвоить. В результате он гораздо лучше поймет иерархизированную «Materia Medica», составляющую вторую часть книги.
Тогда он будет в состоянии получить пользу от посещения гомеопатических консультаций. Предварительная подготовка облегчит ему также общение с практикующим врачом-гомеопатом, в котором начинающий всегда заинтересован.
Сказанное выше дает представление о назначении данного учебника.
Во-первых, он призван познакомить самостоятельно обучающегося с гомеопатией: с тем, что она собой представляет, как ее освоить, как с ней работать, как ее применять и, наконец, как пользоваться ею в практике.
Во-вторых, он позволяет другим учащимся, проходящим курс обучения и присутствующим на консультациях, быстрее усваивать знания.
Мы ни в коем случае не претендуем подменить им ни ранее существовавшие формы преподавания, ни обязательное общение с опытным гомеопатом, особенно в условиях клинического применения гомеопатии: именно консультации показывают, насколько действенна гомеопатия, участие в них дает уверенность и себе и навык, необходимый полноценному гомеопату.
Вступив на этот путь, читатель сможет освободиться от некоторых ложных идей, создающих предрассудки и вызывающих настороженность у медицинской общественности (не говоря о нелепых предубеждениях, укоренившихся в широких массах, даже симпатизирующих гомеопатическому методу).
Прежде всего, следует усвоить:
+ что гомеопатия не относится к «эмпирическим» или «эзотерическим» разновидностям медицины, а базируется на чисто экспериментальных данных, абсолютно ясных и определенных;
+ что гомеопатия - нечто большее, чем просто «параллельная медицина». Классическая и гомеопатическая медицины достаточно комплементарны, каждая из них имеет преимущественные показания и ограниченную область применения. При этом существуют случаи, когда показания перекрываются, позволяя врачу обратиться либо к одной, либо к другой медицине;
+ что врач-гомеопат должен, прежде всего, быть хорошим медиком, располагающим таким же солидным научным багажом и клиническим опытом, как всякий другой врач. Этот багаж ему тем более полезен, что все научные дисциплины, изученные в ходе медицинского образования, облегчают понимание гомеопатии и непосредственное применение ее принципов благодаря четко преподанной методике.
II. НАЧИНАЮЩИМ
Для объективной информации по гомеопатии предлагается комментированная библиография.
Она содержит основную информацию, необходимую для объективной оценки. Это особенно важно после полуторавекового замалчивания, игнорирования, ошибочной оценки гомеопатии врачами. Успех гомеопатии у все более широких слоев общества и признание ее многими врачами создали необходимость объективного информирования о ней медицинского мира. Информация уже помогла нашей Медицине пробить стену молчания, благодаря конгрессам, научным журналам, курсам, многочисленным изданиям, широко распространяемым информационным брошюрам, а также благодаря увеличению экспериментальных и лабораторных исследований, осуществляемых на медицинских и фармацевтических факультетах и способствовавших включению гомеопатических средств в Фармацевтический кодекс (восьмое издание, 1965). Изучающие медицину также заинтересованы в гомеопатии, и некоторые из них высказали пожелание, чтобы на их факультетах читался информационный курс гомеопатии.
Наконец, уже защищались диссертации по гомеопатии и нашлись комиссии, которые их рассмотрели, т.е. кто-то получил свой диплом благодаря гомеопатии.
Следовательно, существует много причин интересоваться гомеопатией, как для учащегося, так и для опытного врача, но есть еще одна, психологического порядка, которую нам хотелось бы выделить: предположим (а такое может случиться), что больной спрашивает своего врача, относится ли его случай к гомеопатии. Если врач проигнорирует суть вопроса, то, что бы он ни ответил, доверие к нему больного будет подорвано: или, при всем уважении, больной отметит его невежество (а врач не имеет права казаться больному невеждой), или врач ответит отрицательно, применяя аргументы, свидетельствующие о стремлении скрыть свое равнодушие или пристрастность - два непозволительных для врача недостатка. Поэтому всякий врач должен быть информирован о гомеопатии, хотя бы во избежание таких неудобных ситуаций.
Перейдем теперь к содержанию этой информации. Начинающий гомеопат обладает тремя источниками информации:
1. КУРСЫ ТРЕХ ГОМЕОПАТИЧЕСКИХ ШКОЛ ФРАНЦИИ
Устные курсы читаются в каждой из школ, размноженные курсы работают по адаптированной программе с трехгодичным (циклом всего 180 курсов). Это преподавание дает инструмент и ключ, позволяющие постепенно наращивать степень трудности ставить и разрешать проблемы, а также адаптировать принципы гомеопатии к духу современной медицины, не искажая их.
2. ГОМЕОПАТИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Они представляют собой дополнение к курсам. Их преимущество в том, что они представляют собой законченные, единые произведения, но обычно они отражают тенденцию автора, его опыт, образование, его культурный багаж. Поэтому мы выбрали издания достаточно объективные, с ясным, по возможности, беспристрастным изложением и удобные с точки зрения дидактики, доступные начинающим и врачам, привыкшим к терминологии классической медицины. В начале обучения лучше не обращаться к книгам, отражающим индивидуальную интерпретацию - для них найдется время, когда будут усвоены основы гомеопатии и можно будет заняться наиболее интересными тезисами, касающимися проблем, стоящих перед нашей медициной.
Именно из этих соображений мы переработали наш учебник, стараясь придать ему педагогические качества, которые нам кажутся главными.
Как приобрести необходимые начальные понятия? Начинающий должен изучить:
а)ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ: фундаментальные принципы гомеопатической методологии. Первое знакомство имеет решающее значение, оно должно быть удачным; от него часто зависит быстрое и отчетливое усвоение материала или, наоборот, долговременная потеря интереса, несмотря на возможные способности к гомеопатии.
Мы рекомендуем четыре книги:
- Национальный гомеопатический институт Франции, «Шестнадцать начальных курсов гомеопатии» - Seize cours elementaires d'homeopathie - Institut National Homeopathique Francais. - Edition Coquemard, 1967.
- А Дюпра, «Гомеопатическая теория и техника» - H.Duprat, «Theorie et technique homeopathiques» (5-e edition: 1955 - Peyronnet, editeurs).
- Авуазен, «Трактат о терапевтике», том I - H.Voisin, «Traite de therapeutique», tome I (2-е edition: 1956 - Imprimiere Occitane a Toulouse).
- Д-р Д Демарк, «Гомеопатия - экспериментальная медицина», у автора, 1968.

б)ГОМЕОПАТИЧЕСКАЯ MATERIA MEDICA, представляющая собой основной инструмент применения того, что начинающий изучил «теоретически». Наиболее доступны следующие
книги:
- карточки «Гомеопатической Materia Medica» авторов настоящего учебника;
- Лату. «Изучение гомеопатической Materia Medica» - Lathoud, «Etudes de Matiere Medicale Homeopathique (Martin et Ternet - Editeurs - 1964).
- Дюпра. «Трактат о гомеопатической Materia Medica» - Duprat, «Traite de Matiere Medicale Homeopathique (Imprimerie de Trevoux - 1948).
- Вуазен. «Materia Medica практикующего гомеопата» - Voisin, «Matiere Medicale du Praticien Homeopathe (Imprimerie Annecienne).
Существуют и другие Materia Medica, менее доступные, поскольку большинство из них были написаны не с педагогическими целями. Их можно разделить на две группы:

ПЕРВАЯ ГРУППА:
Комментированные Materia Medica, наиболее доступные, поскольку они дают разъяснения или на уровне физиологии и физиопатологии (например, Одиамона (Hodiamont) и Зиссю (Zissu; мы извиняемся, что цитируем одного из нас), или на уровне биотипологии (А.Бернар / H.Bernard), психохимии (Коллич / Kollitsch), или клиники (Вуазен /. Voisin).

ВТОРАЯ ГРУППА:
Справочные Materia Medica, т.е. те, где собраны все или большая часть признаков, выявленных экспериментальным путем (кроме англосаксонских Materia Medica, таких, как Аллена (Allen), Кларка (Clarke) и Кента (Kent) или Ганемана (Hahnemann), переведенных на французский язык, упомянем также французскую - Лату).
Существуют еще другие книги редкого качества: «Materia Medica» Дюпра, одновременно коментированная и справочная, с отличной иерархизацией признаков, которую мы находим также, благодаря типографскому оформлению, в «Materia Medica» Леона Ванье и Жана Пуарье (L.Vannier, J.Poirier).
в) Затем СЕМИОТИКА в соответствии с различными системами и ТЕРАПИЯ по нозологическим картинам. С одной стороны, эта область, известная каждому врачу, может стать поддержкой в обучении, с другой стороны, это хорошее упражнение в группировке средств и сравнении их друг с другом, а также синтетический очерк средств, предварительно понятых и выученных. Подходящая книга для начинающих - «Как лечить Гомеопатией» Фортье-Берновиля (Fortier-Bernoville, «Comment querir par I'homeopathie», 1955, edition Pic, Paris).
Благодаря этим книгам новичок получит солидную основу. Тем можно будет перейти к более полным или воплощающим индивидуальные тенденции изданиям.
У нас нет других намерений, кроме желания заполнить пробел в информации и удовлетворить потребность в простой, ясной, точной, объективной и рациональной педагогической системе.

3. ГОМЕОПАТИЧЕСКИЕ ЖУРНАЛЫ
Представим еще третий источник информации, в основном касающийся послеуниверситетского образования, т.е. повышения квалификации практикующего гомеопата. По этой причине журналы не представляют непосредственного интереса для начинающего, однако могут удовлетворить его любопытство в ходе обучения. Укажем два наиболее важные:
- «Анналы французской гомеопатической медицины» (Les Annales Homeopathiques|Francaises), орган Национальной федерации обществ гомеопатической медицины Франции, объединяющей восемь обществ; ежемесячник.
- Французская гомеопатия, орган Французского гомеопатического центра, выходит ежемесячно.

Таковы источники информации, полезные для начинающего гомеопата. Мы не ставили себе задачу охватить их как можно полнее, но намеревались только упростить овладение нашей медициной, постижение которой требует много времени, терпения и настойчивости.

Назад: СОДЕРЖАНИЕ
Вперед: глава 1
Перейти в раздел:
    Ðåéòèíã@Mail.ru    Rambler's Top100
Первая страница Карта сайта Поиск Отправить письмо Версия для печати
© "Центр гомеопатии" / Гомеопатический Центр здоровья и реабилитации (Москва)
При использовании материалов сайта ссылка обязательна

Первая страница Карта сайта Поиск Отправить письмо Версия для печати