О центреДля пациентовФорумСпециалистамКонсультации
Мир гомеопатииО центреДля пациентовФорумСпециалистамКонсультации
Мир гомеопатии

Библиотека

К. фон Беннигхаузен, К. Геринг, А. Липпе, К. Данхем
Малые труды классиков гомеопатии, сборник 2

Константин Геринг Об изучении гомеопатической Materia Medica
Константин Геринг
Об изучении гомеопатической Materia Medica
Из книги “Wirkungen des Schlagengiftes”, Allentown und Leipzig, bei C. Kummer, 1837
(British Journal of Homeopathy, vol. II, 1884, no. 7)

Обычный способ приобретения знаний о лекарственных средствах, т.е. основанный исключительно на практическом врачебном опыте, нельзя назвать изучением лекарств. Кроме того, невозможно привести какие-либо указания, которыми следовало бы руководствоваться при применении такого подхода.
Поступая подобным образом, можно затратить много времени и сил, но так и не овладеть полными знаниями о лекарственных средствах. Многие практикующие гомеопаты оказываются в роли человека, идущего по механической беговой дорожке – пол под ногами постоянно движется, но сам человек не трогается с места.
Врач, который привык целиком полагаться на чужой опыт и считает, что благодаря изучению опубликованных в печати историй болезни он овладеет искусством правильного выбора лекарств в каждом конкретном случае или получит точное представление о действии гомеопатических средств, будет по-стоянно находиться в зависимом положении, не выходя за пределы узкого круга, начертанного чужой рукой.
Очутившись в незнакомой стране, где не только царят другие обычаи, но и болезни протекают иначе, особенно когда речь идет о распространенных и весьма специфичных для данной местности эпидемических заболеваниях, он оказывается совершенно беспомощным и сбитым с толку.
Врач, который полагается только на личный опыт, может рассчитывать лишь на весьма ограниченное понимание лекарственных патогенезов. В итоге его знания, касающиеся отдельных гомеопатических средств, окажутся весьма скудными. Той или иной характеристике препарата будет придаваться большое значение, в то время как другие будут редко привлекать внимание к себе или вовсе останутся невостребованными.
Например, хорошо известно, что Aconitum часто применяется при воспали-тельных заболеваниях, но, наряду с этим, он значительно чаще бывает показан в тех случаях, где воспаление отсутствует. Или возьмем Belladonna, которая часто употребляется там, где вместо нее следовало бы назначить Hyoscyamus, Arsenicum, Bryonia или какое-либо другое средство.
Следовательно, приобретенные таким путем знания, касающиеся всей нашей Materia Medica, будут далеки от совершенства. Память будет хранить информацию лишь о небольшом числе полюбившихся врачу или хорошо известных лекарств, главные, определяющие характеристики которых позволят ему без труда остановить на них свой выбор.
В подавляющем большинстве случаев, из которых слагается повседневная врачебная практика, «любимые» средства очень часто будут назначаться там, где они совершенно не показаны. Некоторые препараты будут применяться на основании одного, отдельно взятого симптома, а многие другие лекарства не будут выписываться вообще.
В более сложных случаях, требующих самого тщательного исследования и назначения редко применяющихся средств, недостаточное знание Materia Medica часто служит причиной неудач. Бывает и так, что сразу несколько лекарств кажутся в одинаковой степени показанными пациенту, и врачу тяжело сделать выбор между ними. Кроме того, порой может создаваться впечатление, что не существует ни одного средства, которое бы соответствовало данному случаю.
Чем теснее знакомство с лекарствами, тем реже врач будет сталкиваться с подобными ситуациями, и тем скорее приблизится он к приобретению подлинного мастерства в искусстве гомеопатического врачевания.
Новичкам, приступающим к изучению гомеопатии и бегло ознакомившимся с описанием лекарственных патогенезов, кажется совершенно невозможным глубокое постижение даже одного гомеопатического средства, имеющего безбрежное количество симптомов. Точно так же неотесанный деревенский парень, приехавший в город, недоумевает, каким образом живущие в нем люди находят нужную дорогу среди огромного числа зданий, хотя со временем он и сам без труда делает то же самое.
Давайте посмотрим, почему так происходит. Это может пригодиться нам в изучении Materia Medica.
Хорошо известно, что человек, побывавший во многих крупных городах, способен значительно быстрее найти дорогу к необходимому объекту, чем тот, кто никогда не путешествовал. И это действительно так, притом что разные города совершенно не похожи друг на друга. Путешественнику волей-неволей приходится изобретать некий метод, благодаря которому он будет быстро отыскивать дорогу в любом незнакомом городе.
Подобно этому, многие гомеопаты неосознанно пользовались определен-ным методом и при изучении Materia Medica. Наша задача заключается в том, чтобы сделать его доступным пониманию.
Заучивание наизусть лекарственных патогенезов лишено всякого смысла – такой подход не только невозможен в силу бездонного объема изучаемого предмета, но даже если бы это и удалось сделать, полученные благодаря зубрежке знания оказываются совершенно бесполезными. Что хорошего в том, что при изучении иностранного языка вы вызубрите словарь от корки до корки?
Студент, который может перечислить на память симптомы лекарства в том порядке, в каком они изложены в книге, будет не в силах овладеть знаниями, ка-сающимися комбинации симптомов, - а это как раз те знания, в которых мы нуждаемся больше всего.
На практике мы никогда не пользуемся всеми симптомами без исключения, а лишь специфическими комбинациями некоторых из них. Общие симптомы, обнаруживающиеся при всякой болезни, соответствуют большому количеству лекарств, и, наоборот, каждое средство включает в себя показания к применению при самых разнообразных заболеваниях.

Цель изучения

Всякому лекарству присущи свои специфические характеристики, которые должны встречаться в каждой из вышеупомянутых групп или комбинаций симптомов. Этот факт не может вызывать ни тени сомнения. В то же время он указывает на цель, которая может быть достигнута нами только благодаря тщательному изучению Materia Medica.
На сегодняшний день специфические характеристики лекарственных препаратов известны нам лишь частично. Поэтому любой врач может без труда выучить их наизусть; однако такой подход никак нельзя назвать изучением Materia Medica.
Собственно говоря, изучение лекарств в какой-то степени представляет собой путь к открытию заново тех свойственных им характеристик, которые обнаруживаются нами в процессе повседневной врачебной практики. И, в то же время, он вскрывает ошибочность хорошо известных высказываний, исходящих от врачей, которые добились статуса «выдающихся авторитетов» благодаря лености своих коллег.
Врач-гомеопат, знания которого ограничиваются в основном характеристиками нескольких полихрестов (или, вдобавок к этому, отрывочными сведениями, добытыми из собственной врачебной практики), подобен табурету с одной ножкой – мы можем вертеться на нем туда и сюда, но табурет непременно упадет на пол, если на нем никто не сидит.
Врач-гомеопат, недостаточно знающий Materia Medica, напоминает плохого шахматиста, способного поставить противнику мат лишь одним-двумя способами, которые он усвоил, изучая финалы партий, сыгранных знаменитыми гроссмейстерами (возможно, к ним следует добавить еще несколько приемов, открытых им самим).
В поле зрения опытного гроссмейстера находятся все шахматные фигуры, которыми он умело распоряжается в любой ситуации. Он демонстрирует свое искусство, даже когда ему ставят мат, и, собственно говоря, никогда не проигрывает.
Как бы тщательно ни сравнивал врач лекарство с находящимся перед ним пациентом, это вряд ли будет способствовать заметному обогащению его знаний о данном препарате. Подобное сравнение не может называться изучением лекарства, так как последнее рассматривается лишь через призму конкретного случая.
Изучение лекарственного средства представляет собой тщательное исследование его симптомов и целебных свойств без каких-либо ссылок на отдельные случаи или отдельные заболевания. Оно должно касаться всех проявлений лекарственного действия, как связанных друг с другом феноменов.
Все частные симптомы гомеопатического средства рассматриваются как от-дельные фрагменты целого. Многие перемены, произведенные в ощущениях под действием лекарства, наблюдавшиеся отдельно друг от друга и собранные воедино, должны рассматриваться как составные части одной и той же искусственной болезни.
Правильный подход к изучению всей Materia Medica заключается в том, что врач должен прежде всего в совершенстве овладеть знаниями о нескольких гомеопатических средствах. Со временем это число будет увеличиваться за счет лекарств, наиболее тесно связанных с первыми, и т.д.
Необходимо всегда сравнивать новые средства с уже изученными. Я на-зываю это диагностическим методом.
После того, как одно или несколько семейств тесно связанных между собой лекарств были освоены подобным образом, знания о новых препаратах приобретаются значительно легче. В результате настойчивого и усердного применения подобного подхода в течение нескольких лет, всякое новое средство будет постигаться без особого труда.
Стоит только раз внимательно прочесть описание лекарственного пато-генеза, и оно настолько глубоко запечатлится в памяти благодаря бессознательно приобретенному навыку сравнивать препараты между собой, что тут же придет на ум в тех случаях, где это средство показано.
Поступающий подобным образом врач не будет сетовать на существование множества недостаточно испытанных лекарств или немногочисленность описанных у них симптомов, а также на то, что попытки применить на практике многие симптомы, представленные в патогенезах других препаратов, потерпели фиаско.
Будь симптомы такими многочисленными, какими бы они могли быть, он все равно бы мог овладеть ими. Будь они, наоборот, слишком скромными по количеству, он бы в любом случае знал, как воспользоваться ими.
Врач, лишенный необходимых базовых знаний, считает любые дополнения к Materia Medica неприятным бременем. Его досада свидетельствует только о том, что он не усвоил прежний материал.
Мне кажется, что большинство врачей, которые жалуются на нашу Materia Medica, либо совершенно безграмотны, либо обладают весьма ограниченными знаниями о гомеопатических лекарствах.
Прежде чем приступить к изложению специальных рекомендаций, нам необходимо:
1) попытаться обосновать предложенный нами метод;
2) продемонстрировать, каким образом необходимо изучать отдельное лекарство;
3) показать, каким образом следует устанавливать связь между изучаемым средством и другими препаратами.


Обоснование предложенного нами метода

Итак, вначале необходимо глубоко изучить одно лекарство, после чего зна-комство с другими препаратами не вызовет особых затруднений. Данное утверждение основано на принципах и практике мнемоники .
Этот диагностический метод и впрямь кажется мне единственно возможным подходом к практическому изучению Materia Medica, или, во всяком случае, кратчайшим путем достижения поставленной цели.
Безусловно, существуют и другие приемы. Например, можно хорошо ус-воить ведущие симптомы каждого лекарства. Кроме того, можно изучить каждое средство в отдельности и, таким образом, приобрести знания обо всех лекарствах без какой-либо логической связи между ними. И, наконец, есть еще один путь: не изучать Materia Medica вовсе. (Exempla sunt odiosa! )
Изучение ведущих симптомов – другими словами, подход, при котором из кратко изложенной Materia Medica (например, «Руководства» Яра) берутся лишь подчеркнутые предложения и выучиваются наизусть – самый короткий путь к го-меопатической практике. Но, в то же время, это самый верный путь к тому, чтобы навсегда остаться посредственным врачом. Позвольте новичку, стремящемуся овладеть профессиональным мастерством, применить этот метод, и он очень скоро окажется в гуще леса.
Хорошо, если при этом он не забывает постоянно пополнять свои знания. В противном случае, он будет напоминать незаконных поселенцев с далекого запада, которых не очень волнует вопрос об их правах на землю. И когда человек, купивший эту землю, прогоняет их с обжитых мест, они пускаются в дальнюю дорогу, чтобы сменить одну убогую лачугу на другую.
Они влачат жалкое существование, перебиваясь скудными урожаями, которые приносит плохо обработанная земля. В душах этих людей царит неуверенность в завтрашнем дне, так как в любую минуту их могут прогнать прочь. С другой стороны, эта лишенная оседлости и смысла жизнь притягивает их и придает им силы.
Те характеристики, которые в настоящее время мы называем ведущими симптомами лекарств, большей частью являются неудовлетворительными – более того, они служат препятствием на пути точной индивидуализации и приводят к небрежным назначениям.
Куда удобнее, следуя этому принципу, назначить пациенту дюжину гомеопатических средств подобно тому, как поступают врачи Старой школы. Работая так, можно быть совершенно уверенным в том, что к концу года многие пациенты выздоровеют.
Насколько предпочительнее, в сравнении с любым подходом старой школы, оказывается следование принципу индивидуализирования, даже при ис-пользовании лишь дюжины гомеопатических средств. Работая так, можно быть совершенно уверенным в том, что к концу года многие пациенты выздоровеют.

Кроме того, ведущие симптомы являются во многих случаях неполными, а в иных - и целиком ошибочными. Получить четкое представление о них и по-настоящему оценить их важность можно лишь путем тщательного изучения разных лекарств, обращая особое внимание на связь последних друг с другом.
Простое ознакомление с ведущими симптомами не может называться изуче-нием лекарств. Ели бы мы обладали научной классификацией Materia Medica, она могла бы послужить основой изучения лекарств. Однако в настоящее время мы не можем рассчитывать на создание какой-либо удовлетворяющей нас системы, воздвигнутой на столь неопределенной и несовершенной почве.
Тот, кто пытается изучать лекарственные патогенезы, рассматривая каждое средство в отдельности и не сравнивая их между собой, не продвинется вперед ни на шаг, даже обладая прекрасной памятью, так как будет все время забывать то, что он недавно выучил. Память не способна удерживать ту или иную информацию, если последняя не связана с чем-либо еще. Любая мысль легко всплывает в памяти только тогда, когда она соединена с другими.
Тому, кто не владеет методом сравнения, мы могли бы напомнить, что приобретение знаний о лекарственных симптомах в точности напоминает метод, благодаря которому химик, минералог, ботаник и зоолог получают знания об объектах, связанных с соответствующими науками. Подобным образом мы должны подходить и к изучению Materia Medica.
К примеру, опытный зоолог в совершенстве знает множество признаков, которые без труда вспоминаются, когда в них возникает необходимость. Хотя ни один специалист не способен привести полное описание всех животных или повторить наизусть все присущие им характеристики, не заглядывая в книгу.
И в то же время, увидев новое животное, зоолог способен тут же рассказать о нем; не задумываясь, определить, к какому классу оно относится, и привести его специфические характеристики. Зоологу достаточно просто взглянуть на любое животное, и он уже знает его характерные особенности или, по крайней мере, обнаруживает их без всякого труда.
Таким же мастером своего дела должен быть и врач-гомеопат. Было бы неправильно утверждать, что зоология и другие отрасли естествознания целиком отличаются от нашей науки. На гомеопатию следует смотреть так же, как на всякую естественную науку.
Само собой разумеется, что поскольку те или иные науки далеко продвину-лись вперед, либо та или иная система уже настолько совершенна, то и любой связанный с ними предмет может быть познан значительно легче. Исходите из того, что в настоящее время наша Materia Medica весьма молода, и уровень ее развития можно сравнить, например, с зоологией времен Аристотеля.
Однако не следует пугаться этого, приступая к изучению лекарств и врачеб-ной практике. Ведь благодаря такому взгляду на вещи мы совершим в гомеопатии не менее существенный прогресс в сравнении с тем, который был достигнут в зоологии. Это лучше, чем не знать вообще ничего, или блуждать во мраке невежества среди изобилия всего.
Я обращаюсь к тем, кто обладает истинными знаниями Materia Medica, добытыми путем, который отличается от только что указанного мною. И в то же время, я не сомневаюсь, что среди них есть врачи, которые, прочтя эти строки, увидят, что, в процессе изучения Materia Medica они невольно придерживались последнего. Только один путь может быть единственно верным. Однако можно идти по нему без ясного осознания происходящего, как нередко случается с настоящими мастерами своего дела, о какой бы сфере деятельности ни шла речь.
Хорошо усвоив одно лекарство и научившись сравнивать с ним другие препараты, обращая внимание на сходства и различия между ними, гомеопат, при знакомстве с очередной группой средств, осуществляемым подобным образом, уже не будет испытывать серьезных затруднений. Допустим, врач, в совершенстве овладевший сотней лекарств, приступает к изучению следующих ста препаратов. Теперь ему понадобится примерно столько же времени и труда, сколько было затрачено им на изучение первых десяти лекарств.
Следовательно, увеличение ad infinitum числа усвоенных средств никогда не превысит человеческие возможности. Энтомологи способны без труда приобретать знания о многочисленных новых насекомых, а ботаники могут легко знакомиться с бесчисленным количеством не известных ранее растений. Это возможно благодаря быстрому пониманию сходств и различий между изучаемыми видами – и чем больше зоологи и ботаники упражняются в этом, тем легче им это дается.
Следует подчеркнуть, что процесс овладения одной из упомянутых естественных наук не является таким уж трудоемким, так как на сегодня хорошо известны общие характеристики различных классов растений и животных. Современное состояние зоологии и ботаники таково, что все существующие взаимосвязи между различными классами и порядками можно уловить буквально с первого взгляда, и это в значительной степени облегчает их изучение.
Но в силу того, что наша Materia Medica еще не достигла таких высот совершенства (и так как она слишком молода, уровень ее развития не может превышать существующего на сегодня), столь упрощенный подход к ее познанию является для нас неприемлемым.
Поэтому единственным средством достижения поставленной цели является упорный труд; во всяком случае, таково положение дел на сегодняшний день. По-добно тому, как прогресс в области изобретательства способствует развитию тор-говли и способов передвижения, научный прогресс облегчает изучение всего нового. Это же касается и нашей Materia Medica.
До тех пор, пока гомеопатия не достигнет совершенства, мы должны изучать лекарства такими, какими они есть на сегодня. Надеемся, что не за гора-ми то время, когда мы сможем говорить о предметах нашей науки не хуже, чем это делают, к примеру, историки, когда, подобно им, мы будем приводить исчерпывающее описание тех или иных лекарств, не обращая внимания на ма-ловажную, второстепенную информацию.
Мы надеемся, что грядут времена, когда при изучении Materia Medica мы будем безошибочно «отделять зерна от плевел».


Как следует изучать отдельное лекарство?

Как можно изучить лекарство, не зная его симптомы наизусть? Этого можно достичь, применяя тот же принцип, который используется и при изучении всей Materia Medica, т.е. принцип сравнения.
Прежде всего необходимо несколько раз внимательно прочесть от начала и до конца описание симптомов лекарственного средства. В первые годы учебы следует проделывать эту работу с ручкой в руке.

-- Первое чтение --

Вначале необходимо обратить внимание на органы, в которых возникают те или иные симптомы. Вы сразу заметите, что изучаемое средство оказывает преимущественное действие на определенные органы и ткани. Органы, с заинтересованностью которых связано наибольшее число симптомов, должны рассматриваться с точки зрения их физиологических взаимоотношений.
При этом, полученные прежде знания, касающиеся любой физиологической догмы, любой, пусть даже ложной гипотезы, служат большим подспорьем, помогая лучшему запоминанию материала.
Например, ухо, как известно, является особым органом костной системы. Следовательно, если речь идет о болях или образовании узелков в костях, я обязательно учту этот факт, рассматривая симптомы, касающиеся уха. Благодаря такому подходу многие частные симптомы обретут бόльшую значимость.
Зная о существовании связи между функциями кожи и почек, симптомы, возникающие со стороны одной из этих систем, тут же заставят подумать о заинтересованности другой, независимо от того, будут ли они гармонировать ме-жду собой или противоречить друг другу.
Применяя метод сравнительного анализа, мы не должны отказываться от фактов, имеющих отношение к сфере патологии, независимо от того, являются ли ее теории истинными или ошибочными.
Поэтому, если речь идет о симптомах, связанных с заинтересованностью пе-чени, я всегда буду помнить об этом, анализируя боли в правом плече, и на-оборот.
Если в картине того или иного лекарства фигурирует симптом «мутная моча, выделяющаяся в небольших количествах», я буду обращать внимание на симптомы, свидетельствующие о поражении серозных оболочек.
При использовании такого подхода в изучении, скажем, Aurum, некоторые симптомы будут представляться более важными, следовательно, оставят более глубокий отпечаток в памяти. Поэтому я буду помнить об этом средстве не только в случаях выпота в перикард, но и при гидротораксе и асците.
При изучении лекарств нам может очень пригодиться важное наблюдение Неймана относительно того, что развитию сахарного диабета всегда пред-шествует снижение активности почек. Например, это поможет нам подтвердить предположение о том, что в случаях диабета не стоит ожидать многого от назначения Argentum (этот факт нашел отражение в наших реперториумах).
Ганеман сомневался в диуретических свойствах нитрата серебра. Он припи-сывал этому средству как раз прямо противоположные качества. Но насколько мне известно, Ганеман не приводит ни одного примера подобного рода.
Изучая симптомы Acidum phosphoricum, нам следует помнить о том же наблюдении Неймана, так как это средство бывает эффективным в тех случаях, когда у пациента выделяется моча молочного цвета (симптом, встречающийся при сахарном диабете).
Итак, мы видим, что многие симптомы могут быть патофизиологически связаны друг с другом. При первом чтении они, можно сказать, невольно распределяются по определенным группам. Таким образом, мы получаем некое целостное впечатление, которое хранится в нашей памяти и приходит на ум во всех случаях, где требуется данное лекарство.

-- Второе чтение --

Читая описание лекарства второй раз, следует обратить внимание на ха-рактер симптомов. Предыдущее чтение является лишь подготовкой к следую-щему этапу. Теперь вам предстоит сравнивать характер болей, возникающих в различных частях тела, обращая особое внимание на сходство этих или подобных им ощущений, касающихся разных органов.
Проделав такую работу, вы обнаружите, например, что жгучие боли, часто возникающие в различных частях тела, свойственны не только Arsenicum и Carbo vegetabilis, но могут обнаруживаться в патогенезах Acidum phosphoricum и других препаратов. В результате вы получите исчерпывающее представление об этих симптомах, что, в свою очередь, будет способствовать лучшему запоминанию.
В то же время, необходимо обратить внимание на преимущественную локализацию болевых ощущений в тех или иных частях тела. Таким образом, мы увидим, что жгучие боли в основном локализуются в слизистых оболочках, серозных полостях или других анатомических структурах.
Например, жгучая боль в случае Arsenicum чаще всего возникает во внутренних органах, в кровеносных сосудах. В случае Carbo vegetabilis она имеет преимущественно поверхностную локализацию, т.е. главным образом связана с поражением кожи и суставов.
Оба лекарства вызывают жжение в желудке и кишечнике, но Arsenicum – в большей степени. С другой стороны, для Carbo vegetabilis больше характерно жжение в грудной клетке, и т.д.
Внимательное изучение Materia Medica показывает, что каждому лекарству свойственно преобладание определенного вида боли.
Проходит не так уж много времени, и мы узнаём, что поражение тех или иных органов и тканей сопровождается определенными болевыми ощущениями, например: разрывающая боль в мышцах, пронизывающая боль в грудной клетке, режущая боль в животе, сжатие в голове, сдавливание в ушах, сверлящая боль в костях и т.д. Более обстоятельно мы поговорим об этом ниже.
Для того, чтобы облегчить процесс запоминания, следует обращать особое внимание на необычный характер боли, возникающей в том или ином органе. Кроме того, многие отдельно взятые симптомы значительно легче запомнить, если установить связь между ними, располагая их друг возле друга.
Например, Aurum вызывает приливы крови к голове, грудной клетке и глазам, зубную боль вследствие сходной причины, прилив крови к ногам и множество других связанных с этим симптомов.
Многие симптомы часто соответствуют различным органам. Так, например, патогенезу Causticum свойственны искры, мерцание, появление фигур и дымки в поле зрения. Кроме того, для этого средства характерен шум, звон, свист, щебетание в ушах.
С другой стороны, Phosphorus присущи точки и пятна, темная, черная или серая вуаль в поле зрения, громкий шум, жужжание, пульсация в ушах.
Разделенные на группы (психические) симптомы можно легко запомнить, сравнивая их с соответствующими симптомами со стороны тех или иных органов.
Так, например, тревогу, меланхолию и пр. следует сравнивать с симптомами со стороны сердца и других органов грудной клетки; ослабление умственных способностей, путаницу мышления и упрямство – с соответствующими симптомами со стороны пищеварительных органов, и т.д.

-- Третье чтение --

При третьем чтении следует обратить внимание на то, какое влияние оказы-вают на симптомы те или иные обстоятельства. Для этого необходимо воспользо-ваться ручкой, даже если вы применяете сравнительный метод Рюкерта (Ruckert’s comparative work).
Такая практика сама по себе имеет большие преимущества, особенно в начале обучения. Она хорошо тренирует память, и, в то же время, позволяет быстро просмотреть изученный накануне материал.
Следует обратить внимание на то, к какой половине тела относятся те или иные симптомы. Кроме того, заметьте, в какое время дня они возникают (здесь нам очень пригодятся наши познания в области патологии). Проследите, в каких положениях тела, при каких движениях и т.д. проявляются симптомы.
Не следует слишком увлекаться неясными, неопределенными обстоятельствами общего характера, такими как «ухудшение по вечерам», «ухудшение при движении» и т.д. Это вряд ли окажет нам существенную помощь при изучении лекарства, и даже наоборот, будет служить препятствием при выборе необходимого средства.
Если мы хотим знать, усиливается ли данный симптом по вечерам или при движении, нам следует, по возможности, проанализировать его в совокупности с какими-либо другими обстоятельствами.
С тех пор, как Ганеман учил нас различать Bryonia и Rhus, обращая вни-мание на их противоположные характеристики - ухудшение при движении в первом случае и ухудшение в покое во втором - часто случается так, что при выборе Bryonia этому обстоятельству придается слишком большое значение.
Однако подобная пара противоположных характеристик свойственна и многим другим лекарствам - Belladonna и Hyoscyamus; Nux vomica и Pulsatilla; China и Senega; Phosphorus и Nitrum ; Sulphur и Conium; Carb. и Drosera. Они и многие другие средства связаны друг с другом подобно Bryonia и Rhus.
По сравнению с Bryonia, для Belladonna характерно куда большее количе-ство симптомов, усиливающихся при движении. У Belladonna они касаются в основном кровеносной системы, а у Bryonia – суставов. В случае Bryonia симптомы со стороны дыхательных органов не усиливаются при движении, одна-ко, эти же симптомы, характерные для патогенеза Belladonna, четко обостряются от движений.

Следует проявлять осторожность, приходя к обратным умозаключениям. Я имею в виду следующее: если данному средству присуще некоторое число симптомов, усиливающихся в покое, отсюда вовсе не следует, что они будут облегчаться при движении, и наоборот. Так, например, в патогенезе Dulcamara обнаруживается множество симптомов, которые облегчаются при движении, и очень мало симптомов, усиливающихся в покое.

-- Четвертое чтение --

Перечитывая описание лекарства четвертый раз, необходимо обратить особое внимание на комбинации (сочетания) симптомов. Внимательный студент может обнаружить, что многие симптомы возникают в определенной по-следовательности или одновременно.
Хотя он должен был заметить это еще раньше. В противном случае, ему необходимо связать данные комбинации (сочетания) симптомов со своими предыдущими наблюдениями.
Не следует полагаться на мнение, согласно которому то или иное средство может излечивать лишь те симптомы, которые появляются у пациента в том же порядке, что и симптомы, возникающие во время лекарственного испытания. Лекарство способно излечивать группы симптомов, которые не обязательно вызываются им в точно такой же комбинации, т.е. группы, составные части которых были получены у большого числа различных испытуемых, причем часто в совершенно разной последовательности.
С патофизиологической точки зрения, изучение лекарства, предусматривающее сравнение его с различными нозологическими единицами, может быть полезным лишь при условии досконального знания симптомов лекарственного патогенеза. Опыт учит нас, что многие совершенно разные заболевания, которые в патофизиологическом смысле не имеют ничего общего, могут излечиваться одним и тем же средством.
Поэтому, казалось бы, необходимо детально изучать почти все болезни, связывая их с данным лекарством. Однако вы можете потратить на это много времени, но так и не получить исчерпывающих знаний о лекарстве, т.к. наши научные патофизиологические системы еще очень далеки от совершенства.
Тем не менее, было бы неплохо сравнивать описание отдельных нозологических единиц с теми или иными классами лекарств. Так, например, простудные состояния, соответствующие картине Mercurius и родственных ему средств, весьма отличаются от тех, при которых оказываются эффективными Arsenicum и близкие по действию препараты.


Каким образом следует устанавливать связь между изучаемым лекарством
и другими препаратами?

После основательного знакомства с одним или несколькими средствами, достигнутого вышеупомянутым путем, студент должен перейти к изучению других препаратов. При этом лучше всего обратиться к лекарствам, находящимся в непосредственной связи с усвоенными.
Изучение следующего средства уже не будет столь трудным. С одной стороны, это объясняется тем, что в процессе обучения вы уже приобрели определенные практические навыки, а с другой – тем, что теперь ваша память способна лучше усваивать материал, так как вы тут же обращаете внимание на различия между новым лекарством и картиной только что изученного препарата.
Следовательно, нам необходимо иметь ясное представление об этих отли-чиях. Они должны помочь нам получить отчетливое представление о характерных особенностях нового лекарства, а также закрепить в памяти знания о предыдущем препарате.
Для этого мы должны изучить сходства и различия, обнаруживающиеся в наиболее известных, а также наиболее легко запоминающихся, редких и примеча-тельных симптомах обоих средств.
Выше, приводя примеры парных лекарств – Bryonia и Belladonna, Causti-cum и Phosphorus, Arsenicum и Carbo vegetabilis – я обращал ваше внимание на тот факт, что средства, между симптомами которых обнаруживается немалое сходство, в определенных аспектах сильно отличаются друг от друга.
Нет необходимости в том, чтобы придавать большое значение второстепен-ным отличиям, а порой даже целым группам симптомов, которые присущи одним лекарствам и отсутствуют у других. Не следует обращать внимание и на то, что в одном случае нам известно много симптомов, а в другом – всего лишь несколько.
Тем не менее, вполне возможно, что учет этих факторов может понадо-биться нам в тех случаях, где картины лекарств сильно отличаются друг от друга – например, когда Belladonna сравнивается с Bryonia в отношении (психических) симптомов, симптомов, касающихся органов чувств, горла и т.д.
Иногда разница между лекарствами кроется в тех или иных комбинациях (сочетаниях) симптомов, благодаря чему они могут проявлять сходство с совершенно разными заболеваниями.
Однако чаще и куда более определеннее эти отличия находят свое выра-жение в обстоятельствах (нередко прямо противоположных), которые обуславливают возникновение тех или иных симптомов.
Так, Belladonna и Bryonia вызывают весьма сходную головную боль, но в первом случае боль возникает вечером, а во втором – утром.
Подобного рода отличия бывают порой очень тонкими, едва уловимыми. Например, большинство болезненных припадков, свойственных Acidum nitricum, случаются в вечернее время, а в случае Acidum muriaticum они развиваются перед полуночью. У пациента Acidum sulphuricum ухудшение самочувствия наступает после полуночи, а у Acidum phosphoricum – ближе к утру. При этом следует помнить, что всем кислотам присуще ночное ухудшение.
Симптомы противоположного характера встречаются редко, но разница в их природе – очень частое явление, примером чего служат желудочные симптомы Belladonna и Bryonia, Bryonia и Antimonium crudum, Antimonium crudum и Ipecacuanha и т.д.
Еще чаще встречаются симптомы, локализующиеся в противоположных частях тела. Так, похожие симптомы часто отличаются друг от друга тем, что в одном случае они локализуются в правой, а в другом – в левой половине тела, как, например, в случаях Arnica и Lachesis.
Свойственные Belladonna и Dulcamara воспалительные состояния отли-чаются друг от друга тем, что в первом случае речь идет о преимущественном поражении слизистых оболочек в области головы и шеи, т.е. по ходу сонных артерий, в то время как для Dulcamara в большей степени характерна заинте-ресованность слизистых оболочек органов грудной и брюшной полости, т.е. по ходу нисходящего отдела аорты.
Проводя сравнительный анализ, начинающие врачи склонны прибегать к чрезмерной детализации симптомов. Это делает поставленную перед ними задачу чрезвычайно трудоемкой и может привести к полному отказу от дальнейшего обучения.
Тем не менее, для того, чтобы избежать ошибок и в короткие сроки овла-деть мастерством обобщения, не существует лучшего пути, нежели бесстрашное преодоление трудностей.
В процессе повторного сравнения наш интеллект выполняет уже при-вычную для него работу. В зависимости от способностей студента и глубины усвоения пройденного материала, понадобится более или менее продолжительное время, прежде чем он будет затрачивать на сравнительный анализ двух лекарств всего несколько дней.
Мы должны предостеречь тех, кто уделяет слишком много внимания ча-стным симптомам: не нужно придавать так много значения деталям, необходимо прежде всего стремиться отыскивать самое существенное. Студенты, склонные к приобретению поверхностных знаний, должны, наконец, осознать, что важные для практики открытия могут совершаться лишь путем тщательного сравнения.
Последнее легко осуществляется с помощью систематизированных таблиц Рюкерта (Ruckert’s systematic tables). Нужно отыскать в таблице подлежащие сравнению лекарства, внимательно прочесть приведенные симптомы и сделать необходимые записи.
Каждому средству соответствует отдельная колонка. Симптомы, общие для обоих средств, записываются посередине. Если речь идет о похожих симптомах, между ними ставится значок подобия. Между противоположными или ясно отли-чающимися симптомами вписывается символ «↔», и т.д.
Не следует думать, что каждый, особенно начинающий, врач будет срав-нивать всякое средство с любым другим, попавшимся ему на глаза. Студенту следует выбирать те лекарства, которые, на его взгляд, являются сходными и обладают важными, практически значимыми характеристиками.
Необходимо изучать все близкие по происхождению препараты для того, чтобы установить связь между присущими им симптомами. Химически родственные средства должны быть близкими и в отношении лекарственного действия. Вещества, обладающие похожим запахом, например, Phosphorus, Arsenicum, Allium sativum, Asafoetida и Bufo, должны проявлять сходство и в отношении симптоматической картины.
Лекарства химического происхождения можно разделить на отдельные при-родные семейства, соответствующие той или иной системе. В первую очередь подлежат сравнению вещества, тесно связанные в химическом отношении, а именно Sulphur и Phosphorus; Chlorum и Iodum; Carbo и Graphites. Кислородсодержащие кислоты (Acidum nitricum, Acidum sulphuricum и Acidum phosphoricum) сравниваются друг с другом и с бескислородными кислотами (Acidum muriaticum, Acidum hydrocyanicum).
Далее, Silicea и Alumina; углекислый калий, углекислый натрий и аммиак; Baryta и Strontium; Calcarea и Magnesium; хлориды натрия и аммония, бария и магния; ацетаты меди, железа, свинца и марганца; металлы: Aurum, Platinum, Stannum, Argentum и Zincum.
Интересно провести сравнение между Acidum phosphoricum и Phosphorus, Acidum sulphuricum и Sulphur, а также между Sulphur и Hepar, Hepar и Calcarea.


Лекарства растительного происхождения

Среди лекарств, принадлежащих к растительному царству и тесно свя-занных между собой, заслуживают внимания следующие:
- Anacardium и Rhus;
- Bryonia и Colocynthis;
- Indigo и Tongo;
- Opium и Chelidonium;
- Spigelia и Menyanthes;
- Viola odorata и Jacaranda;
- Thuja и Sabina;
- Coffea, Ipecacuanha и China;
- Colchicum, Veratrum и Sabadilla;
- Euphrasia, Digitalis и Gratiola;
- Laurocerasus, Prunus spinosa и Amygdalæ amaræ aqua;
- Ledum, Rhododendron, Nux vomica, Ignatia и Oleander;
- Arnica, Chamomilla, Cina и Leont.(?);
- Asafoetida, Cicuta, Conium, Aethusa и Phellandrium;
- Belladonna, Capsicum, Hyoscyamus, Stramonium, Tabacum и Verbascum;
- Aconitum, Clematis, Helleborus, Pulsatilla, Staphysagria, Ranunculus bulbo-sus и Sol.
Споровые растения – Agaricus muscarius, Bovista и Lycopodium – в ботаниче-ском отношении весьма далеки друг от друга, тем не менее, их симптомы об-ладают значительно бóльшим сходством по сравнению с симптомами, которые свойственны представителям тесно связанных между собой семейств пасленовых (Solanaceae) и лютиковых (Ranunculaceae). Картину лекарственного действия Secale можно представить, исходя исключительно из случаев излечения, которое производит это средство – его симптомы, полученные путем наблюдения за эпидемическими болезнями, не внушают доверия.
Стоит заметить, что различия между близкими по происхождению субстан-циями кроются, главным образом, в модальностях; несмотря на тесную связь между этими средствами, которую следует отнести за счет схожести симптомов или их отдельных фрагментов, они совершенно отличаются друг от друга по характеру и локализации симптомов.
Лекарства могут объединяться в отдельные семейства по принципу сходства симптомов. При этом представители того или иного семейства могут с пользой назначаться последовательно друг за другом или служить антидотами по отношению друг к другу.
Искусственное создание подобных семейств, свойственное современной го-меопатической литературе, является весьма рискованным экспериментом. Но, в то же время, такой подход имеет куда бóльшую практическую ценность, чем объединение лекарств согласно их природному родству.
Совершенно очевидно, что субстанции, имеющие сходное происхождение, могут вызывать множество похожих симптомов. Во избежание путаницы, наша задача должна состоять в поисках отличий между этими средствами.
Тем не менее, если минералы, растения и животные, сильно отличающиеся друг от друга, производят похожие группы симптомов, это должно объясняться более глубокой причиной, которую следует искать в подобии между лекарственными и естественными болезнями.
Вообще, родственные средства являются наилучшими антидотами по отношению друг к другу. Однако (нет правил без исключений!) среди металлов, образующих отдельные семейства, есть антидоты, принадлежащие не к одному, а совершенно разным семействам.
Например, Selenium, Arsenicum и Ammonium; Platinum и Argentum; Stannum, Plumbum, Zincum и Niccolum; Ferrum и Manganum не служат антидотами по отношению друг к другу, но Plumbum и Platinum; Ferrum и Arsenicum; Ammonium и Mercurius являются таковыми.
В каждом семействе и, возможно, роде растений должны существовать антидоты. Более того, лекарства, приготовленные из определенных частей того или иного растения или животного, по-видимому, способны нейтрализовывать действие средств, получаемых из других частей.
Многие авторы обращают внимание на тесную связь между двумя близ-кими по природному происхождению субстанциями – Nux vomica и Ignatia; эту пару дополняет Pulsatilla с похожими симптомами; сюда же можно добавить Chamomilla, Coffea и Capsicum. Кроме того, я полагаю, что мы вправе присовокупить к этому списку и Ambra.
Еще один пример – семейство лекарств, включающее в себя Arsenicum, Veratrum, Ipecacuanha и Asarum, к которым мы можем добавить Ferrum и China, а также Staphysagria и Acidum sulphuricum.
Хорошо известно, что Sulphur, Calcarea и Lycopodium часто назначаются друг за другом; мы можем включить в эту группу Ledum и, вероятно, Theridion.
Одним из самых замечательных примеров является семейство, состоящее из Hepar, Mercurius, Belladonna и Lachesis. К этим лекарствам, а также средствам, близким Arsenicum, следует добавить Acidum phosphoricum, Carbo vegetabilis и, кроме того, Cuprum и Aurum.
Врач, основательно овладевший знаниями о двух-трех лекарственных семействах, должен продолжать сравнивать между собой близкие по действию парные лекарства, особенно те, которые часто требуют самой тщательной дифференциации у постели больного, а именно: Sulphur и Ferrum, Phosphorus и Causticum, Arsenicum и Carbo vegetabilis, Belladonna и Bryonia, Bryonia и Rhus, Rhus и Dulcamara и т.д. Поступающий так врач-гомеопат постепенно приобретает настолько широкие и фундаментальные познания, что все остальные лекарства изучаются им без особого труда.
Если кристалл соли поместить в насыщенный раствор той же соли, он покроется другими, не менее красивыми кристаллами.
Итак, врач, познакомившийся со многими лекарствами с помощью представленного выше подхода, способен быстро и без вороха исписанной бумаги провести сравнение каждого средства с любым другим препаратом.
Да будет так, несмотря на то, что на сегодняшний день гомеопатическое лекарствоведение не относят к числу естественных наук.

Назад: Адольф Липпе Значение отдельного симптома
Вперед: Константин Геринг Почему старые медицинские школы отвергают гомеопатию.
Перейти в раздел:
    Ðåéòèíã@Mail.ru    Rambler's Top100
Первая страница Карта сайта Поиск Отправить письмо Версия для печати
© "Центр гомеопатии" / Гомеопатический Центр здоровья и реабилитации (Москва)
При использовании материалов сайта ссылка обязательна

Первая страница Карта сайта Поиск Отправить письмо Версия для печати