Специалистам / журнал / страницы истории / мировое развитие гомеопатии / Речь К.Дункама на конгрессе / Речь К.Дункама на конгрессе - окончание
ЖУРНАЛ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ОБЩЕСТВА ВРАЧЕЙ-ГОМЕОПАТОВ. 1876 N7 ВСЕМИРНЫЙ КОНГРЕСС ГОМЕОПАТОВ въ ФИЛАДЕЛЬФИИ, 1876 г. ВСТУПИТЕЛЬНАЯ РЕЧЬ ДОКТОРА Кароля-Дёнэма. (окончание)
Один случай из математической медицины легко может нам послужить примером в зтом отношении. Когда Нестор гомеопатии, Dr. Constantin Hering, юбилей которого мы праздновали в марте и которого сохранил Господь, чтобы обрадовать нас сегодня его присутствием,—когда он предпринял свои столь знаменитые работы о змеином яде, то к симптомам, полученным от принятия безконечномалых доз, он, чтобы их дополнить, присоединил явления, происшедшия от укушения и таким образом получил последовательную шкалу подобных действий. Тогда многие из нашей собственной школы не хотели допустить аналогии действий, полученных от принятия малых доз и от укушения. Химики доказали, что слюна или желудочный сок, или алкоголь нейтрализуют действие яда. Наконец "было доказано до очевидности" здесь и в Индии, что змеиный яд, попавши в желудок, делается безвреден. Это отрицателное доказательство было принято многими из наших одномышленников, а вследствие этого опыты с Lachesis'ом были признаны безполезными. В скором однако времени физиолог Герман открыл, что у кролика, у которого были перевязаны артерии почек, от принятия внутрь Curare, последовала смерть, в такой же именно маленькой дозе, какая нужна, чтобы достичь того же результата посредством подкожнаго впрыскивания. Это навело на мысль, что кажущееся бездействие яда в желудке происходит от медленного всасывания и быстрого выделения, вследствие чего он не достигает центральных органов, на которые действует. Недавно также Файрер и Брюитон, которые делали наблюдения над змеиным ядом по поручению английскаго правительства, сами убедились и неоспоримо доказали, что яд, находясь в желудке, действует медленнее и мягче с развитием вследствие этого более разнообразных симптомов, но совершенно таким же образом, как, когда он входит в желудок посредством укушения. Таким образом отрицательное доказательство уничтожено, и правильность взгляда нашего гомеопатическаго ветерана блистательно доказана. В каком же положении находятся теперь в виду этих фактов те из гомеопатов, которые, игнорируя и отвертываясь от многочисленных исцелений с их неопровержимыми a posteriori доказательствами, вычеркивают из ряду употребляемых ими лекарств такия, как: Lachesis ,Crotalis и Naia, опираясь только на авторитет одного отрицательнаго доказательства старой физиологии! В этом положении очутятся со временем многие, когда гениальные опыты о деятельности молекулов дадут в руки какого-нибудь Тиндаля или Брукса средство доказать способность действовать высоких делений наших лекарств. Такова точка зрения прогрессивных мыслителей господствующей школы относительно главных пунктов гомеопатии. Что касается до меня, то я не имею ни малейшей охоты отказаться от названия, "гомеопатия" насколько под ним подразумевается радикальное различие в научных убеждениях и различие относительно лечения. Когда со временем между врачами перестанут существовать фундаментальныя различия в теории и практике, тогда только уничтожится всякий повод к особенным названиям. Из ничтожной искры, которая зажглась в маленьком доме Ганемана в Лейпциге, гомеопатия превратилась в огромное сияющее пламя, которое бросает свой свет на все части земного шара. На место одинокого проповедника в Германии, здесь собрались многочисленные ее представители, вследствие той именно причины, что каждый врач, убедясь на собственном опыте, пользовался природным правом свободного решения. От этого маленького начала в 1810 году гомеопатия достигла того, что считает теперь своих представителей тысячами, а приверженцев миллионами, не столько благодаря поражающей силе теоретических доказательств, посредством которых ее распространяют ея последователи, сколько и более всего благодаря ее целительной силе. Этот практический аргумент имеет более всех других влияние на народ. Вследствие этого развитие гомеопатия состоит в прямой пропорции к свободе слова и дела в стране и в ученом мире. Подобного рода пропаганда конечно шла у того успешнее, кто исполнял прилежнее и добросовестнее в своем кругу свои обязанности врача. Работая для своей практики и в видах своего собственного интереса, он в то же время в высшей степени полезен для распространения той научной истины, которой он последователь. Настоящая эпоха призывает нас к иным работам. Теперь , когда число наше увеличилось, нам вменяется в обязанность служение в публичных госпиталях и богоугодных заведениях, от которой мы прежде были исключены. В некоторых странах правительственныя учреждения и привилегии корпораций позорно подавляют свободу действия наших собратьев и отбивают охоту у молодых врачей к нам присоединяться, вследствие недостатка случая и смелости. Там дело наших собратьев приискать какия-нибудь средства для распространения истиннаго знания и для возможности населять им сердца юношей. Будем надеяться, что само это собрание послужит, если и не причиною, то все-таки подвинет несколько вперед это дело во многих европейских странах. Мы уже с давнего времени владеем институтами, учреждениями, врачами и их клиентами. В настоящее время общинныя управы нас приглашают в качестве учителей в университеты, ими основанные. Мы должны быть поэтому готовы удовлетворить этим требованиям и исполнить подобнаго рода обязанности. Они требуют определенных качеств, кроме тех, которыя достаточны для единичного врача. Способности идти рука-об-руку с другими; терпения в перенесении неприятностей; выдержки, чтобы с одной стороны стоять за то и действовать в пользу того, что мы считаем правым; с другой стороны спокойно ожидать удобнаго момента для исполнения наших желаний; настолько великодушия, чтобы предпочесть общественное благо своему собственному, одним словом необходимо, чтобы мы в ущерб эгоизму старались поставить на первое место общественый интерес. Правду Мильтон говорит: "С помощью небольшаго количества ума, уступчивости и мягкости можно легко соединить все разнообразныя стремления в одно всеобщее стремление к истине". Это стремление к истине соединенными силами не должно ограничиваться одной какой-нибудь нацией. "Мир — вот наше поле действия", и настоящее собрание дает тому доказательство, что мы в самом деле и надлежащим образом соединяем наши усилия с усилиями наших отдаленнейших товарищей во едино для развития и процветания науки терапии. Остальные заседания собрания назначены для научных прений; будем надеяться, что они обойдутся без колких замечаний относительно тех из нашего сословия, которые не одного с вами мнения. Наши прения будут заключать в себе многое, очень близкое вашему сердцу, и взгляды наши будут очень расходиться. Пусть будет полнейшая терпимость по отношению к разным мнениям и вместе с тем совершенная свобода слова. Только таким образом можно достигнуть истины. Я совершенно согласен со словами Мильтона: "Пусть свободно бушуют все системы на земле, если только истина между ними: нам нечего отчаиваться в ея могуществе. Пускай она сражается с ложью; кто видал, чтобы истина не побеждала в открытом бою"?
ЖУРНАЛ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ОБЩЕСТВА ВРАЧЕЙ-ГОМЕОПАТОВ. 1876 N7 |
© "Центр гомеопатии" / Гомеопатический Центр здоровья и реабилитации (Москва) При использовании материалов сайта ссылка обязательна |