О центреДля пациентовФорумСпециалистамКонсультации
Мир гомеопатииО центреДля пациентовФорумСпециалистамКонсультации
Мир гомеопатии

 

ГОМЕОПАТИЯ в СЕВЕРНОЙ АМЕРИКЕ

И ВСЕМИРНЫЙ   КОНГРЕСС

      в  Ф И Л А Д ЕЛЬФИИ.

отчет ДОКТОРА Клотара Миллера в Лейпциге.

Из "Журнала Спб общества врачей-гомеопатов"

            1876 года, NN 10-12   (окончание)

к началу                                                                                                                                                                       предыдущая страница   

Теперь тут ничего нельзя изменить, потому что гомеопатия наполнилась уж раз духом   партий,   первоначально ей неприсущих и суждения многих находятся еще под влиянием многолетней борьбы. Кто раз предался гомеопатии,  познав ее истины, на того  университетская медицина смотрит, как на отщепенца и чужаго, который не имеет с ней почти ничего общего и занимается  исключительно  динамическими силами. Гомеопаты с своей стороны ограничивают  свою терапевтическую   деятельность   донельзя,   считая всякое уклонение от своей Библии ересью, и всякое лечение на основании принципа не гомеопатического невозможностью или же все-таки преступлением. Если даже кто и успел сохранить беспристрастное суждение относительно   этого,   то он все-таки увлечется всеобщим потоком и напрасно бы старался стать выше партий и  их пароли. Так далеко зашло дело вследствие  первоначальной неясности, преувеличения, долголетних ссор и  разгоряченного духа партий. Подобная неясность суждения и упущение из виду первоначальной точки зрения, есть следствие излишнего соревнования неверно приложеннаго. Это  похоже  на то, если во время спора, партии совершенно  упускают из виду предмет спора и увлекаются только обоюдным озлоблением. При всей непоколебимой твердости, с которой я стою за принципы гомеопатии в продолжении многих лет, я питаю серьезное стремление откинуть эти фальшивые представления и не делать более никакой уступки тому неестественному, вынужденному положению. Прежде всего я врач, потом гомеопат. Вследствие этого, в рациональном применении вышеприведенных наружных средств, я вижу не оскорбление или ослабление гомеопатических принципов, но считаю их в данном случае относительно ввереннаго мне пациента, необходимостью и священною обязанностью. Я иду еще дальше и принимаю точку зрения постановленную первоначально Ганеманом, которая выражена выше словами Бакоди, конечно опре-деленнее чем у Ганемана: что лечение гомеопатией самое ясное и верное и должно быть принято за правило везде, где только особенные обстоятельства не мешают его применению.

Но вместе с этим кстати высказано, что могут существовать такия обстоятельства, которые в виде исключения требуют другаго рода лечения. Несомненно существуют болезненныя состояния, относительно которых лекарства действующия динамически, приносят мало или никакой пользы. Эти болезни даже очень разнообразные, как всякий гомеопат знает по опыту. Частью эти затруднения и препятствия механическаго рода, частью повреждения функций, частью органическия образования или уродства, частью Simptoma Simptomatum. Кроме вышесказанных наружных средств необходимо потому в подобных исключительных случаях употреблять холодные компрессы, ванны, слабительныя или мочегонныя лекарства, в особенных случаях утоляющия боль и там, где нет надежды ни на какое другое излечение, следовать правилам «Eutanasia». Но никогда не следует забывать, что смешение обоих лечений не имеющее основания, т. е. употребление одновременно гомеопатических и аллопатических (действующих динамически и физикохимически) средств не может быть допущено. Каждый должен сознавать, что он обращается к помощи средства, основанного не на законе подобия, только в самых исключительных случаях. В каких случаях и как часто должен гомеопатический врач к ним  прибегать, это конечно предоставлено его собственному решению и лежит на его личной ответственности.

Без сомнения, мне кажется, что это случится тем реже, чем опытнее он в гомеопатическом лечении и чем более доверия к чисто динамическим средствам в нем поселил его собственный опыт. Чем сильнее значит гомеопат, тем реже он будет принужден обращаться к помощи других учений.

Кто же  по принципу  отказывается  или  скорее отказывает своим больным из упрямства   и из увлечения системой в подобных средствах,   может быть очень добросовестным и строгим гомеопатом, но по моему убеждению жестокосердый человек  и худой врач. Что касается до меня, то я отказываюсь от славы подобного последовательного героизма, за который должен поплатиться своею шкурою  несчастный пациент.   Мне кажется, что это, действительно,   очень легкий   и удобный вид   мученичества! Я знаю, что мало у кого найдут одобрения относительно сказанного. На меня скорее посыпятся упреки в вялости и непоследовательности; легко может  быть, что некоторые меня не поймут, или поймут худо. Но в моих словах право нельзя найти ни непонимания, ни оскорбления принципов гомеопатии. Так называемую   ересь   надо  искать  совершенно   в другом  месте.   Только тот,   кто  употребляет  гомеопатическия   лекарства,   т.   е. средства действующия  чисто динамически,   по  закону  подобия, и при этом  не исполняет строго всех условий, предписанных гомеопатией, о которых я еще специально поговорю, только тот грешит против вашего учения и справедливо заслуживает названия ненадежнаго полу-гомеопата.  В этом смысле  я твердо решился противостоять преувеличенным требованиям   духа партии и образованию сект и следовать  только   своему собственному убеждению основанному   на долголетнем   наблюдении.   Кто так поступает, тот по моему  мнению показывает  также мужество и жертвует при этом только самим собою, а не другими!

Право, если бы мне не в чем было упрекнуть гомеопатов Америки, кроме того, что они недостаточно строгие пуристы и исключительные динамики относительно упомянутаго пункта, то моя задача была бы очень легкою и приятною. Но не существует ни одной светлой картины, на которой не нашлось бы ни одного темнаго пятна; так и в картине, лежащей передо мной, я вижу, как я заметил уже выше, некоторые тени. Я чувствую, именно, себя вынужденным укорить их в том же самом, только в другом отношении, против чего я их только что защищал, в нарушении, или по крайней мере, в не строгом выполнении принципов гомеопатии. Из гомеопатической литературы в Америке видно было уже с давнего времени, и это подтвердилоеь моими наблюдениями, что там нередко употребляют лекарства по довольно плохим и сомнительным рекомендациям, именноab usu in morbis , действия которых вовсе не проверены на здоровых организмах. Собственно говоря, этот образ действия очень похож на строго порицаемую Ганеманом, вполне брошенную манеру стараго аллопатического учения, которая основывалась тоже на так называемых опытах над больнми и отличалась только тем, что смешиванием различных лекарств делала их вполне неупотребительными. Хотя же американские гомеопаты и делают свои клинические опыты только с простыми лекарствами, хотя, надо им отдать справедливость, они и делают наблюдения над больными о деиствии новых средств очень добросовестно и осторожно, но все-таки они остаются недостаточаыми, и обширное практическое применение подобных неиспытанных. средств противоречит основным принципам гомеопатии. Это тем более достойно сожаления, что большая часть этих новых лекарств оказывают довольно высокую деятельность и может занять довольно важное место между гомеопатическими лекарствами. Новыя издания гомеопатического лечения Галле и т. д., стремятся по возможности пополнить недостаток надежных и верных опытов симптомами исцеления и теоретическими комбинациями. Но это способствует только применению этих много обещающих средств, но все-таки не дает твердого основания для настоящаго выбора гомеопатическаго лекарства. Поэтому пускай наши американские собратья обратят прежде всего свою энергию на предпринятие обширных и порядочных испытаний. При таком богатстве у них бодрых и способных личностей и при их организационном таланте им будет нетрудно основать союзы, производящие опыты. Гораздо хуже , по моему мнению, вовсе неизвинительна привычка быстрой перемены или даже смешивания двух или больше лекарств. К несчастью, можно считать фактом, что не малая часть американских гомеопатов следует этому безобразию, которое оскорбляет существо гомеопатии и для самых простых болезней употребляет часто сложные лекарства. Хотя и в Германии там и сям, особенно в лице покойного Лютце, были сделаны попытки ввести в гомеопатию так называемыя двойныя средства, но против этого всегда поднималась могущественная оппозиция, которая подавляла эти несчастные нововведения. Так я очень хорошо помню всеобщее неудовольствие и ропот, когда, около 12 лет тому назад, Лютце вздумал в новое издание Ганеманова Органона всунуть двойныя средства. Влияние этого всеобщаго неудовольствия было так велико, что это новое издание с тех пор как бы кануло в воду и с тех пор мне по крайней мере не показывалось на глаза. В Америке, к сожалению, дело это более распространилось и встретило, к несчатью, мало оппозиции даже у тех, которые ему не сочувствовали. Там это безобразие, кажется, вполне терпимо. И что самое странное, это то, что оно производится как макро—так и микродозистами, между тем как в Германии, известно, что были преданы смешиванию только приверженцы высоких делений. В Америке же случается, как я это слыхал из уст многих верных людей, что некоторые из так называемых гомеопатов сливали вместе 2, 3, даже 4 различных низших делений или даже неразбавленных тинктур и подносили этот суп своим пациентам. Если смешиваются между собою пилюли, которыя составлены из высоких делений разных лекарств, то можно, по крайней мере, принять, что оне, пока сухи, находятся в неизменном состоянии и только во рту или желудке пациента уничтожают друг друга или же образуют новый, незнакомый деятель. Какого же рода может образоваться микстура из соединения двух или больше разбавленных тинктур, причем происходят, может быть, даже химическия реакции, входят минеральныя или неорганическия вещества. В самом ярком свете выказал это безобразие и кстати страшное незнание один врач из Нью-Иорка, который дал больному ребенку против поноса два лекарства, которые он перед глазами отца, из собственных уст котораго я слышал это происшествие, смешал и на вопрос последняго заявил, что, так как он не имеет прн себе calcarea phosphorica то он его приготовит слитием calcarea carbonica и фосфора! Вполне понятно, что большая и лучшая часть американских гомеопатов не менее нас возбуждена против подобных безобразий, как и вообще против всей теории смешиванья. Но подобные печальные факты, при всем желании с их стороны, останутся все-таки совершившимися. Говоря здесь о еретиках, можно несмотря на товарищество и терпимость воскликнуть: "Да сохранит нас Бог от наших друзей!"

Кто же вздумает утверждать, что подобныя безобразия и несообразности до такой степени вредят гомеопатии, что она, вследствие этого, теряет во мнении всех порядочных людей, тому я напомню слова Куно Фишера. Этот умный мыслитель и большой знаток людей и жизни сказад когда-то:

" Только самое ничтожное и тривиальное всеми понимается и не служит никогда поводом к недоразумению и должно быть чрезвычайно незначительным  и слабым но, чем  никто не злоупо-требляет". На основании этих слов, мы можем, кажется, не хвастаясь, сказать о гомеопатии, что она выдается из ряду обыкновеннаго и простаго. Что касается недоразумении и злоупотреблений, то этого, по крайней мере, у нас довольно!

Я до сих пор нарочно не упоминал об одном пункте, который у нас в Европе почти со дня существования гомеопатии постоянно производил много шуму и был поводом многих споров и распрей, именно касательно вопроса о дозах. Моя статья оказалась бы очень неполною, если бы я пропустил те фактические данныя, которыя я знаю, относительно этого спорного вопроса. Если уже у нас мнения относительно этого сильно расходятся, и даже после страстных долголетних споров не могло быть достигнуто никакого результата, то гомеопаты в Америке еще более удалились в этом отношении друг от друга, почти в том же колоссальном отношении, в каком находятся расстояния их страны к нашим. Если у вас макродозисты снисходят до 2 и 1 деления и микродозисты поднимаются до 30 или 200, то в Америке первые подносят тинктуру в чайных ложках, вторые доходят до 500,000 или миллионнаго деления. Более длинной шкалы, я думаю, никто не потребует! Чтобы эти высокие деления не показались преувеличением или сказкою, я приведу устройство механизмов, нарочно выдуманных для произведения этих делений. Существуют, как я узнал, два аппарата, один, доктора Сваля, другой доктора Финка. Последний приготовляет свои деления таким образом, что в стаканчик, содержащий каплю первоначальной тинктуры, пускается луч воды из сосуда, истечение которого точно определено. Финку известно, что в одну минуту столько-то попадает капель, значит в час 60 раз более. Он может таким образом разсчитать, сколько времени должна бежать вода, чтобы образовать тысячное, десятитысячное и стотысячное деление и т. д.; таким образом, он определяет степень деления просто временем. Сила, с которою падает луч воды в стаканчик заменяет вместе с тем употребительное в подобных случаях трясение рукой, в чем покойный Иенихен видел какую-то особенную важность; Одним словом, позаботившись о достаточном запасе воды и оставив ее спокойно бежать, мы получаем спустя известное число часов, известное деление. Это математически совершенно верно и не представляет больших затруднений. Это ни более, ни менее, как вариация давнишняго предложения Корсакова в Стирском архиве и вместе с тем это выставляет в ярком свете практический смысл американца и легкость, с которую он умеет превратить работу рук в правильную механическую. Несмотря на мое замечание, что употребляемая для этого вода из водопровода содержит более свинца, чем стаканчик вещества спустя 10 минут и что вследствие этого происходит постоянное деление свинца, врачи, достойные доверия меня часто и публично уверяли, что они знают несомненныя исцеления, произведенныя этимй делениями, и я не имею права обвинять их в ошибке, а тем более в обмане. Но, таким же образом, я поступаю совершенно справедливо, если не имею охоты пользовать своих пациентов подобными делениями. Впрочем  в подобиых случах каждый имеет дело со своею совестью.

Несмотря на то, что отсюда происходит громадныя противоречия и что каждая из противных сторон стоит твердо при своем убеждении, из-за этого, к большей части американцев, не происходит, как у нас, озлобленной борьбы и личных ссор. Я не могу вполне утверждать, что этого не было и в предыдущих годах; по крайней мере влияние этих столкновений было скоропреходяще, так как теперь мало или более ничего от этого не заметно. Так например в Филадельфии говорили один за другим с кафедр представитель высоких делений и представитель доз из цельнаго вещества, оба они говорили, вполне убежденные в верности своего направления, но нигде не было слышно оскорблений против думающих иначе и обид, направленных против несогласной стороны. Если это следствие дипломатическаго такта американцев или здраваго управления председателя, оно всетаки вполне достойно уважения, если же это вообще результат здраваго смысла и уважения к чужому убеждению и если в Америке всегда и везде чужое мнение находит защиту и подобное уважение, тогда я в качестве немца готов почтительно преклониться пред этим образом  действия.

Если же факты немного и противоречат моему благоприятному мнению о наших американских собраниях и если я слишком идеализирую, что мне простительно как настоящему немцу, то будем по крайней мере мы все, как американцы, так и немцы стремиться всеми силами к достижению подобных убеждений и осуществлению их на деле. Эта цель хотя и трудна, но и достижима, так как настоящее знание и серьезное занятие медициной делает осторожным и снисходительным в суждениях и способствует достижению прекрасной и редкой добродетели, истинной терпимости, которая одинаково удалена, как от лишенной всякого основания вялости, так и от оскорбительной надменности. При этом случае я напомню те слова, которыя двадцать пять лет тому назад я привел в своем отчете о собрании лейпцигскаго центральнаго союза: In dubus libertas ,in multis unitas ,in omnibus caritas/

Напоследок я приведу еще некоторыя данныя и заметки о гомеопатической литературе в Америке.

Легко понять, что быстрое и чрезвычайно благоприятное развитие гомеопатии в этой стране совершилось благодаря участию прессы, преимущественно периодической, особенно если принять во внимание то влияние, которое имеют вообще газеты и журналы в Америке, на общественное мнение и что последнее выражается в них еще определеннее чем у нас в Германии. Таким образом случилось, что гомеопатия очень скоро имела в своем распоряжении богатый выбор сильно распространенных периодических изданий, представителей своего интереса, как в научном, так и во внешнем отношении. Из них здесь приведу самые значительные и влиятельные, не ручаясь впрочем, что я не пропущу ту или другую из достойных упоминовения:

The Hom. Sun by Hunt. New – York. W. Radde.

The Hom. Guaterly by R.R. Gregg. Buffalo. New – York.,Matthews and Warren

The Monthly Homeopathic Independent.

The Expositor.

The U.S. Medical Investigator (Semi –Monthly ) by T.C. Duncan

Notes of Homeopathy by Hobart Town.

The Cincinnati  Medical Adrance by T.P. Wilson.

The Medical Union. Edit. By Drs. Guersnsey, Minor, Blumenthal, Sumner and H.M. Paine.

The New-York Journal of  Hom. by Drs. Allan  and Helmuth.

The Norh – American Journal of Hom. Edit. by  Drs. F.W.Hunt and S. Zilienthal. New- York. Radde.

The American Homeopathy Review by H.M. Smith.

New- York. J.T.S. Smith. 6 vol.(vom 1 1848 bis 65).

The Hahnem. Monthly by Rob. I. Mc. Clatchey. Philadelphia. A.J.Tafel.

The New –England Medical  Gasette by Angel, Talbot. Boston, otis Clapp.

The Americ. Journal of Hom. Mat. med.  by C. Heringu. H.N. Martin Philad., Tafel.- потом  Dr.Thomas.

The U.S. Medical and Surgical Journal by H.E. Shipman. Chicago. C. S. Hasley. потом  Dr.Dr.Tmall, Ludlam und Danforth.

Americ Hom. Observer by Edw. Lodge. Detroit. Michigan. Lodges Hom. Pharmacy.

The Whestern Hom. Observer by W.T. Helmuth. St. Louis. H.B.G. Luyties.

The Ohis Medical and Turgical Reporter. Clevland. Ohio. Beckwith and Co. (bi- monthly ) Edit. by Drs. Wilson and Baxter.

Эти периодическия издания, из которых впрочем, некоторые уже в настоящее время прекратились, не только значительно способствовали распространению гомеопатии, но послужили ей тоже много в научном отношении и она немало им обязана своим блестящим успехом. Очень порядочный ряд гомеопатических временных изданий в Америке выигрывает еще тем, что они выходят не маленькими листками, но в болыпом размере понедельно или помесячно, заключая в себе большею частию только оригинальныя работы. К этим изданиям, выходящим правильно, присоединяются еще каждое полугодие или по крайней мере ежегодно публичные отчеты отдельных гомеопатических больниц и коллегий, также отчеты и заметки различных союзов и институтов, в особенности распространенного по всей северной Америке " American Institute of Homeopathy». Вследствие этого периодическая пресса гомеопатии чрезвычайно сильна, хорошо обставлена и пользуется живым участием, как активным, так и пассивным, со стороны туземных гомеопатических врачей. Само собой, понятно, что и полемическая деятельность при этом иногда играет немаловажную роль, на сколько оппозиция и нападки со стороны противников гомеопатии достойны внимания; и до сих пор можно сказать, что гомеопаты выходили всегда победителями. Не было недостатка в столкновениях также intra muros, которые служили поводом к спорам и коллизиям. Но надо сознаться, что эта полемика, чрезвычайно редко, почти никогда не выражалась неприличною бранью,   печальные примеры  чего нам представляет самым отталкивающим образом немецкая журналистика, как прежних годов, так, к несчастью, и настоящаго времени. Подобная,   вполне свободная пресса,   какую мы видим с давнего времени в Америке,   имеет судью в самом себе, который действует сильнее   и быстрее,   чем все  репрессивныя меры и параграфы кодекса наказаний.   Это тот всеобщий ропот неудовольствия   и гнев   со стороны  всех   порядочных людей, которому подпадает   тотчас тот,   кто оскорбил   словом  или делом нравственность и приличие.   Вполне верно,   конечно,   то, что в подобных людях, которые самым грубым образом переходят пределы приличия, в Америке нет недостатка;  число их даже гораздо больше, чем у нас. Но никому это не проходит безнаказанно,   так как  тотчас   их  клеймит  общественное мнение; каждый порядочный человек не имеет с ними более ничего общаго;   они перестали   быть  джентльменами.   Если бы эта само собою возникшая цензура Катона в публичной, особенно   в политической, жизни Америки  не поддерживала  плохо устроенную   и еще хуже  приложенную   к делу  юстицию,   как могла бы   вообще существовать   эта страна   при развращении господствующем в известных кругах и при своих устройствах и законах,  которые   большей частью  сами способствуют этому развращению  и которые основываются частью  на непонятых или преувеличенных так называемых демократических принципах. Да сохранят и еще больше  укрепят  в себе американцы это уважение   к истинному  приличию   и чести; только  оно одно может их еще долее спасать от тех зол; но пускай оно и у нас в Германии  все более и более водворяется и усиливается, так как и у нас прошли времена опеки и рабства от учреждений и законов!   Надеюсь, что оно впоследствии избавит нас не от одного скандала. Но также чисто научная не периодическая литература гомепатии  в Америке,  занимает далеко   не второстепенное место.

Там в продолжении  многих лет    появлялось   не мало самостоятельных произведений, которые сделали бы большую  честь всякой иации. Вовсе не удивительно  и не умаляет их значения то обстоятельство, что содержание их большей   частью практическое, а не теоретическия   рассуждения   и   абстрактные   изследования.   В особенности, заслуживают внимания   работы по учению о врачевании, гомеопатической гинекологии и хирургии,    которыя показывают самыя серьезныя и зрелыя знания, и трудно найти что- нибудь подобное в какой-нибудь другой литературе.  Здесь не место входить  в подробности или приводить имена  самых заслуженных авторов;   но было бы   очень интересною задачею, заинтересовать внимание немецких собратий более,   чем это случалось до сих пор. Я думаю не требуется особенных доказательств тому, что популярная литература гомеопатии  в Америке имеет достаточное число представителей,   если   принять  во внимание  вообще то важное место, какое там   занимает пресса. Она также часто способствовала развитию гомеопатии.

Посылаю в заключение мои лучшия приветствия этим представителям гомеопатической прессы, как моим специальным собратьям и вообще гомеопатам Америки, а из них, прежде всего моим личным знакомым и друзьям. Я полагаю, что не могу лучше выразить им своего уважения, как уверением, что я нашел у них много хорошего и достойного подражания, только мало посредственного и еще меньше худого. Я должен сознаться, что во время моего пребывания в Америке я сам научился многому хорошему; во мне усилилась любовь к добру и прогрессу; что мои мнения выиграли во многих отношениях в беспристрастности и зрелости и что я возвратился в Германию богатый знаниями. Все они даже незнакомые мне лично, имели более или менее участия в этом влиянии и за это я им благодарен всем от чистого сердца.

к началу                                                                                                                                                                       предыдущая страница   

    Ðåéòèíã@Mail.ru    Rambler's Top100
Первая страница Карта сайта Поиск Отправить письмо Версия для печати
© "Центр гомеопатии" / Гомеопатический Центр здоровья и реабилитации (Москва)
При использовании материалов сайта ссылка обязательна

Первая страница Карта сайта Поиск Отправить письмо Версия для печати